Единоборства востока и запада, гимнастика, фитнес и другие системы здоровья на martialarts.org.ru
Айкидо, так же как и любой другой вид восточных единоборств, не является чем-то отдельным, а есть часть единого целого боевого искусства, пришедшего из Индии сначала в Китай, а затем и в другие страны Востока, в том числе и Японию тысячи лет назад.
Целью айкидо стало не убийство или повреждение противника, но его обезвреживание, и для Уешибы, не переносившего грубого насилия, главной целью стало не достижение силы, но использование силы противника бойцом, действующим в тесной гармонии с окружающей средой, и не для того, чтобы победить врага, но чтобы избежать собственного поражения. Айкидо - целая философия, дававшая в бою преимущество совершенству духа, а не силы. Совершенство духа для айкидо - это спокойствие от страха, ненависти, это победа над противником своим духом еще до начала поединка. Смерть в таком поединке как бы исключается, ибо айкидока не хочет убить противника, и в то же самое время не боится собственной смерти. В конечном итоге айкидо показывает бессмыленность физической силы без духа, и в силу этого айкидо своей гармоничностью постигает большую красоту движений. Благодаря подобным своим свойствам айкидо дает куда большой простор для тех, кто его изучает, предельно расширяя их число, и по возрасту, и по полу, и по физическим возможностям, и при этом не требует полной и абсолютной отдачи от всех, требуя от них не столько физического напряжения, сколько духовного.
Айкидо во многом отличается от других единоборств, в том числе в том, что не признает нападения и его применение следует лишь после нападения противника. Тщеславие, гнев, самонадеяность в айкидо лишь вредят бойцу и само применение приемов следует лишь при крайней необходимости. Столь высокие требования к айкидоку привели к тому, что в айкидо стали достигать успеха люди сильные, прежде всего психически, обладающие достаточно высоким духовным развитием. Конечно айкидо не является чем-то совершенно идеальным и уникальные его качества отнюдь не абсолютны. Эти качества лишь несколько меняют традиционное искусство единоборств Японии и конечно не могли избавить айкидо от того, чего сам Уешиба не хотел - от формирования нескольких стилей.
Рассмотрим подробнее школу реального айкидо и его родоначальника - сербского мастера Любомира Врачаревича и отметим то, что приближает его стиль ближе и к воинской подготовке и к российской почве. Любомир упорствовал в своем нежелании перенимать все то, что увидел в Японии и вовсе не из-за стремления к оригинальности, но и из-за того, что он понял, будучи в будистком храме, что он, как и всякий европеец, не сможет стать японцем по духу, не сможет перенять даже за всю свою жизнь японский дух, формируемый десятками поколений. Любомир хотел остаться тем, кем родился и поэтому решил создавать свой стиль, идти собственным путем. Однако создание собственного стиля не стало для Любомира дорогой к славе и богатству. И поныне Любомир остался человеком простым в обращении и далеко не богатым, что учитывая его известность, определенный нонсенс в нынешнем мире, в особенности на его Родине, где балканский характер смешался с духом нового капитализма весьма схожего аналитическому духу России.
Создание реального айкидо для Любомира было внутренней необходимостью, и он пришел к мысли о его создании сам, не имея подержки в ком либо другом. Но и для создания реального айкидо должно было пройти время. И вот лишь после внимательного изучения чужого опыта, и оценки опыта собственного, Любомир в 1993 г. официально оформил свой стиль реального айкидо, принятый со стороны мастера Гозо Шиоды, в мировой федерации реального айкидо. Сейчас эта школа достигла мировой известности.
Уже краткое ознакомление с реальным айкидо дает понимание его значительного отличия от японского оригинала. И дело даже не в том, что религиозное влияние буддизма из реального айкидо Любомир устранил. Стремясь приблизить айкидо к современной жизни, Любомир изучал не только законы жизни, анатомии и психологии, но и опыт накопленный при подготовке военослужащих и работников правоохранительных органов и смог создать эффективную систему самообороны, дающую знания борьбы с вооруженным противником, с несколькими противниками и учащую бойца контролировать противника психически и физически, правильно строить тактику боя и эффективно обезвредить его, по возможности не причиняя ему вреда.
Большое внимание в реальном айкидо уделяется психологической подготовке бойца, дающее ему решительность, концентрацию, координацию, уверенность в себе и готовность преодолевать собственные страхи. В реальном айкидо развиваются и те глубинные принципы, что закладывались в джиу-джитсу и айкидо многими мастерами. В реальном айкидо нет прямолинейных движений, но боец использует принцип среды, формируемой множеством кругов проходящих через тело человека. Движения айкидоки в реальном айкидо гармоничны, и не он навязывает противнику свою энергию, но использует энергию противника. Большое внимание уделяется и синхронизации движений, дающей возможность бойцу действовать практически автоматически. Развивается в реальном айкидо и скорость движений.
Айкидока должен уметь держать себя в руках, будучи сосредоточенным и в то же время внутренне спокойным, не давая своему гневу вырываться наружу в суетливых и бессмысленных движениях. Он должен выдерживать спокойствие духа не только на тренировке, но и в обыденной жизни, всегда стараясь избежать контакта и высшую свою победу видеть в ее достижении без борьбы. Даже действительного противника он должен воспринимать, как человека скорее ошибающегося и стараться нанести ему как можно меньше повреждений.
В то же время сама тренировка айкидо отнюдь не легка. Конечно она в какой-то мере увлекательна и вырабатывает у айкидок автоматизм. Сам тренер держится определенной меры, дабы повторения дали обратный эффект. Но айкидока должен быть готов вытерпеть и различные удушения, болевые приемы, неудачные падения и удары. Чем дальше хочет идти айкидока, тем сильнее препятствия перед ним. В реальном айкидо эти препятствия не столько во множестве приемов (две-три сотни, хотя у самого Уешибы их было 2664), сколько в умении их комбинировать. Все приемы могут практически переходить из одного в другой, выполняясь в непрерывном движении при соблюдении правил тактики. Сила, выносливость, гибкость, плавность, быстрота при этом очень важны и они вырабатываются у тренирующегося в течении всей тренировки, причем особое внимание уделяется рукам, которые занимают главное место как благодаря большому количеству рычагов и удушающих, выполняемых ими, так и броскам и ударам (атеми-ваза), причем последние наносятся в основном основанием ладони, и в реальном айкидо получили очень большое распространение.
Так что думается, что Любомир своей деятельностью заслужил внимание со стороны хотя-бы российских вооруженных сил и пора бы поднять изучение реального айкидо, как впрочем и ряда других единоборств вроде того же "русского стиля" на куда более серьезную ступень на общегосударственном уровне. Есть возможность принять настоящее творчество реального айкидо. Больших проблем в усвоении реального айкидо не будет, оно без особых сложностей дополнит в России джиу-джитсу, дзю-до, самбо, кунг-фу и некоторые иные единоборства, уже имеющие опыт применения в вооруженных силах, конечно в весьма малых масштабах. Реальное айкидо вполне может привиться на российской почве, и это уже можно считать вполне доказанным
Вот основные стороны, характеризующие реальное айкидо и позиционирующие его, как стиль:
· хорошо поставленная базовая техника перемещений – уникальная техника круговых перемещений и их связок, сочетаемая с проведением приемов и практикуемая только в реальном айкидо;
· постоянный контроль партнера во время выполнения техники, чтобы у последнего не возникало вопросов об эффективности приема;
· акцент на движение от бедер (от центра, если так удобнее);
· постоянная практика работы от нескольких нападающих с ранних ступеней обучения после освоения базовых перемещений;
· работа от нестандартной для айкидо атаки (боксерские и прочие "неайкидошные" удары, борцовские захваты, непрофессиональная атака) и работа в нестандартных ситуациях (замкнутое или стесненное пространство);
· Особое внимание, уделяемое работе с ножом, палкой, и другими «подручными предметами», которые применяются в уличной драке.
Принимая решение заняться айкидо, многие и не подозревают, что в айкидо существуют многочисленные стили, и что от выбора направления зависит многое. Ниже приведены наиболее известные стили айкидо. Некоторые из них почти не представлены в России.
Стили
Айкикай – это направление считается основной линией развития айкидо. Айкидо Айкикай ведет свое начало от Основателя айкидо и в данный момент направление возглавляет его внук Моритеру Уесиба. Это самое многочисленное направление в айкидо, насчитывающая более 1.2 миллиона занимающихся в 56 странах мира. Айкидо Айкикай нельзя назвать стилем, так как в рамках этого направления преподают множество сэнсеев с весьма различными манерами выполнения техники. Моритеру Уесиба демонстрирует в основном базовую технику без упора на работу с оружием. Тренировочный центр Айкикай, известный как Хомбу Додзе, был открыт в Токио в 1931 году О-сэнсеем.
Айкибудо (Айкидзюцу) – так называлось то учение, которое преподавал О-сэнсей в период до Второй мировой войны. Оно по стилю очень близко к Дайто-рю Айки-дзюцу. О-сэнсей говорил, что он усовершенствовал айкидо после окончания войны, так что по сути Айки-будо не что иное, как предшественник того айкидо, которое демонстрировал О-сэнсей ближе к концу жизни. В этот период айкидо начало проникать на запад, поэтому первые занятия велись именно в этом стиле (например в Великобритании в 50-х годах в такой манере преподавал Аббэ-сэнсей).
Ёсинкан - так называется школа айкидо, основанная в 1955 году Годзо Сиодой. Годзо Сиода был учеником О-сэнсея с 1932 по 1940 гг. После войны он еще недолгое время тренировался в Иваме, а позже был приглашен преподавать и как результат основал собственную организацию, название которой пошло от семейного додзе, которое принадлежало его отцу. Техника Есинкан представляет из себя более жесткую форму айкидо, основанную в основном на практической эффективности за счет резкости движений. Эта техника несет на себе сильный отпечаток довоенного айкибудо, ее преподают в подразделениях Токийской полиции. В отличие от многих других организаций Есинкан сохранял дружественные отношения с Айкикай как при жизни О-сэнсея, так и после. Всемирная организация Есинкай была сформирована в 1990 г с целью объединить школы этого направления. Это объединение не носит иерархического характера, все школы и группы, а их к 1991 году насчитывалось более 300, общаются с ней напрямую.
Ивама-Рю - несмотря на то, что формально этот стиль числится в айкидо Айкикай, техника, которую преподавал Морихиро Сайто в Ивама додзе стилистически достаточно своеобразна, поэтому ее принято выделять в самостоятельное направление. Сайто-сэнсей долгое время был учеником О-сэнсея, начиная с 1946 г и до самой смерти Основателя в 1969 г. Многие считают, что Сайто-сэнсей был человеком, который больше всех времени провел обучаясь непосредственно у О-сэнсея, сам же он утверждал, что старается сохранить и передать искусство айкидо в той же манере, как ему преподавал О-сэнсей. Для этого он систематизировал и строго организовал техники айкидо в структурированную и легкую в восприятии методику. Технический арсенал Ивама-Рю шире, чем во многих других стилях и много внимания уделяется работе с оружием. В 1989 г. ввел сертификат традиционного стиля для айкикэн и айкидзе. Освоение айкидо начинается с базовых техник с упором на развитие силы кокью, а вариации и непрерывное выполнение техники осваивается на более позднем этапе. Различия в комплекции не принимаются во внимание, техника должна выполнятся одинаково.
Ки-айкидо – направление, основанное Коити Тохеем, в котором важная роль отводится концепции Ки. В этом направлении Ки используется не только в тренировках айкидо, но и в повседневной жизни в оздоровительных целях. Это один из наиболее мягких стилей айкидо и характеризуется плавными движениями в сочетании с прыжками, которые редко встречаются в других стилях. Основное внимание уделяется не практическому применению техник, а использованию техник айкидо как упражнений, способствующих единению духа и тела. В последние годы Тохей-сэнсей все больше уходит от практики айкидо и занимается почти исключительно тренировками Ки.
Томики Айкидо - направление основанное Кензи Томики, учеником О-сэнсея, который также обучался у Дзигоро Кано. Томики-сэнсей стремился к «рационализации» тренировочного процесса в айкидо, также как Кано-сэнсей действовал в отношении дзюдо, делая его более легким для преподавания, особенно в японских университетах. Томики-сэнсей также считал, что внесение элементов соревнования послужит большей концентрации внимания во время тренировок. Именно эта его позиция послужила причиной разрыва с О-сэнсеем, который был убежден, что в айкидо нет места соревнованиям. Преподавание Томики айкидо характерно отработками ката (фиксированных форм) на тренировках и спаррингами без оружия или с использованием резинового ножа.
Школа Айкидо Уесибы – основана Мицугэ Саотомэ. Несмотря на связь с Айкикай в течение долгого времени это направление развивалось своим путем. Саотомэ-сэнсей обладает эклектичным подходом к айкидо, развивая все от жестких практических техник до абстрактных упражнений на чувствительность. Большое внимание уделяется работе с оружием.