БОЕВЫЕ ИСКУССТВА и оздоровительные системы

Единоборства востока и запада, гимнастика, фитнес и другие системы здоровья на martialarts.org.ru

#1 07-06-2007 00:06:14

Духовные основы Капоэйры (1/3)

Метки: [капоэйра]

Станислав Гроф, Кристина Гроф

ДУХОВНЫЕ КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ И ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС


Однажды утром я проснулся и решил посмотреть в иллюминатор, чтобы определить, где мы находимся. Мы пролетали над Америкой. Внезапно я увидел снег, первый снег, который мы видели с орбиты. Легкий и пушистый, он сливался с контурами суши, с венами рек. Я подумал — осень, снег, — люди готовятся к зиме. Несколькими минутами позже мы пролетали над Атлантикой, потом над Европой, потом над Россией. Я никогда не был в Америке, но подумал, что приход осени и зимы там такой же, как и везде, и люди так же готовятся к ним. И вдруг меня поразило осознание, что все мы дети нашей Земли. Неважно, на какую из стран ты смотришь. Все мы — дети Земли и должны относиться к ней, как к своей Матери.


Александр Александров, советский космонавт.
Из книги “Наш дом — Земля”


Современная наука накопила достаточно знаний для того, чтобы уничтожить большинство болезней, покончить с нищетой и голодом и в изобилии производить безопасную и легко возобновляемую энергию. У нас в распоряжении достаточно ресурсов и сил для того, чтобы воплотить самые заветные мечты человечества.
Однако, несмотря на этот прогресс, сегодня мы дальше от счастливого и беззаботного будущего, чем когда-либо прежде. Величайшие достижения науки — атомная энергия, кибернетика, освоение космического пространства, электроника, лазеры, компьютеры, химия и бактериология — были обращены на военные цели, высвободив из под контроля невообразимые разрушительные силы. Сотни миллионов людей умирают от голода и болезней, которые можно было бы легко устранить с помощью миллиардов долларов, ежегодно затрачиваемых на безумие гонки вооружений. Более того, несколько наиболее правдоподобных сценариев конца света — от постепенного разрушения окружающей среды по разным причинам до внезапного и мгновенного опустошения в ядерной катастрофе — оставляют нам сомнительное преимущество быть первым в истории планеты биологическим видом, который в своем развитии дошел до способности совершить массовое самоубийство и, что еще страшнее, заодно уничтожить и все иные формы жизни.
Ввиду этой опасной ситуации жизненно необходимо распознавать корни глобального кризиса и делать все, чтобы его избежать. Большинство существующих подходов к этой проблеме со стороны государства и других социальных институтов сосредоточено на военных, политических, административных, юридических и экономических мерах, отражающих те же стратегии и позиции, которые создавали кризис, и направленных на симптомы, а не на причины и потому дающих, в лучшем случае, ограниченные результаты.
Если у нас есть средства и технологические знания для того, чтобы прокормить население планеты, гарантировать разумный уровень жизни для всех, победить большинство болезней, переориентировать промышленность на неисчерпаемые источники энергии и предотвратить загрязнение окружающей среды, что же препятствует нам сделать эти позитивные шаги?
Ответ заключается в том факте, что все упомянутые выше опасные тенденции развития являются симптомами одного фундаментального кризиса. В конечном счете стоящие перед нами проблемы не являются чисто экономическими, политическими или технологическими по своей природе. Все они отражают эмоциональное, нравственное и духовное состояние современного человечества. Среди наиболее деструктивных аспектов человеческой психики выделяются злобная агрессивность и безудержное стяжательство. Именно эти силы ответственны за неконтролируемый рост расходов на военные нужды. Они же препятствуют более справедливому распределению ресурсов среди индивидов, классов и наций, равно как и переориентации на экологические приоритеты, необходимой для продолжения жизни на нашей планете. Эти разрушительные и саморазрушительные элементы сегодняшнего человеческого существования отражают отчуждение современного человечества от самого себя и от духовной жизни и ее ценностей.
С учетом этих фактов одной из немногих обнадеживающих и воодушевляющих тенденций в современном мире является возрождение интереса к древним духовным традициям и мистическим исканиям. Люди, пережившие мощные трансформирующие переживания и успешно применившие их в своей повседневной жизни, демонстрируют весьма заметные изменения системы ценностей и жизненных ориентаций. В этом факте — великое обещание для будущего человечества, так как он указывает на движение от разрушительных и саморазрушительных характеристик личности к более гармоничным и сбалансированным, способствующим индивидуальному и коллективному выживанию.
У людей, переживающих процесс духовного кризиса, проявляется склонность по-новому ценить и уважать все формы жизни и возникает новое понимание единства всех вещей, которое часто приводит к сильной озабоченности экологическими проблемами и большей терпимости к другим человеческим существам. Забота о всем человечестве, сострадание ко всему живому и мышление в категориях планетарного масштаба постепенно обретают приоритет над ограниченными интересами отдельных индивидов, семей, политических партий и наций. То, что связывает всех нас и является для нас общим, становится более важным, чем наши различия, которые теперь кажутся не угрожающими, а умножающими наши силы. В проявлении духовного раскрытия мы можем видеть противовес нетерпимости, неуважению к жизни и моральному банкротству, которые являются коренными причинами глобального кризиса. Поэтому мы надеемся, что растущий интерес к духовности и увеличивающееся число спонтанных мистических переживаний предвещают сдвиг в сознании всего человечества, который поможет круто повернуть нынешний саморазрушительный курс.
Мы неоднократно видели, что люди, переживающие духовные кризисы, в огромной степени выигрывают от отношения, основанного на поддержке преображающего потенциала этих состояний. Новые стратегии также могут оказывать очень благоприятное воздействие на их непосредственное человеческое окружение — семью, друзей и знакомых. Очень воодушевляет мысль, что такого рода деятельность вдобавок, возможно, окажется полезной для человечества в целом, помогая нам ослабить кризис, угрожающий всем нам.


1. Отрывок из книги Р. Теймозу «Капоэйра».

ИСТОКИ.

На небесах посмотрят на твои заслуги,
Здесь на Земле важно то, что у тебя есть…
Расстаёшься хорошо или расстаёшься плохо –
Всё Земле лишь прощанье.



Можно задаться вопросом, стоило ли вести весь этот долгий разговор? Вот перед нами Африка, Латинская Америка и человек, который волей всеобщего порядка соединил в себе эти два континента, в результате чего появилась новая форма, известная миру под названием «капоэйра». Весь опыт, знания, силы, накопленные людьми и пропитанные духом африканской земли, были перенесены на землю нынешней Бразилии, Всему этому способствовал переходный период, когда общая картина мира начала меняться, и на сцене появился новый герой, олицетворяя новые и более независимые силы. Имя ему – человеческое сознание. Это то качество, которые должно было усилить и ускорить процесс формирования общего порядка и человеческого уровня развития. Только сейчас, по прошествию большого количества времени, можно понять, насколько мощна и независима эта сила, и насколько опасна она, если не уделять ей достаточного внимания. Именно эта сила послужила толчком к тому, что белые паруса португальских кораблей всё чаще и чаще стали появляться в прибрежных водах африканского континента в 16-ом веке.
При  одном только их появлении местных людей охватывал дикий ужас. Большинство из них уходило далеко в сердце джунглей, чтобы спрятаться от посланников «Белого духа». Но белых завоевателей это не останавливало. Пользуясь своим преимуществом, они организовывали экспедиции вглубь континента, и, как правило, им удавалось настичь беглецов. Некоторые племена пытались оставаться на берегу, вести переговоры или вступать в смертельную схватку с португальцами. Но не каждый из воинов обладал достаточной внутренней силой, не говоря уже о хитрости, которой так славились белые люди. Поэтому большинство из аборигенов гибло, других же захватывали в рабство. Даже удивительная магия африканцев не могла противостоять смертоносному  огнестрельному оружию белого человека. Вести о коварстве и беспощадности «Белого духа» заставляли многих сдаваться без всякого сопротивления.
В 1500 году португальские завоеватели во главе с исследователем по имени Педро Алвесон Кабрал пришвартовали свои корабли у южно-американского побережья, провозгласив эти земли своей колонией. Местным индейам, несогласным с этим, пришлось расстаться с жизнью или в спешке уйти вглубь страны и заново налаживать свою жизнь. Но и там их настигала кровавая рука португальских колонистов. Большая часть индейцев, коренного населения Бразилии, чей свободолюбивый дух предпочёл перейти в мир иной, нежели остаться под пятой португальцев, была уничтожена, оставшееся население, в основном женщины, старики и дети, попали под сильный гнет. Шло время, и индейцы перестали выдерживать такие условия существования. Вследствие полных запретов на старый образ жизни, они уже не могли черпать силу Земли, связь с духами была утеряна, их преследовали частые болезни и ранняя смерть. Тогда местные землевладельцы были вынуждены начать политику ввоза заморских рабов, чья цена была, безусловно, ниже по сравнению с местными индейцами, которые были на редкость строптивы, и за ними постоянно приходилось гоняться по лесам. Ввозимые же рабы были не приспособлены к местным условиям. Они никого не знали из своего окружения, и более того, многие из них разговаривали на разных наречиях. И если раб умирал, то его легко можно было заменить другим. Именно это и послужило причиной того, что по другую сторону океана белые завоеватели, португальцы, начали активно брать в плен сильных и красивых мужчин и женщин. Их насильно сажали на галеоны и отправляли в долгое путешествие, в котором одним суждено было найти освобождение, другим – пожизненное рабство, а третьим – скорую смерть. Таким образом, завоевание португальцами новых земель стало отправным пунктом в формировании нового мировоззрения, новой культуры и нового воспрития.
Сейчас трудно судить, насколько правильным являлся этот способ развития, но энергия находит свой удобный путь, двигаясь к другим, новым и иногда более качественным формам существования. Африканские рабы стали теми семенами, которые должны были прорасти на южно-американской земле. И хотя в современной Бразилии очень многое напоминает нам об африканских корнях этой культуры, тем не менее, результатом того жестокого завоевания стало формирование совершенно новой, исключительной по своим качествам, традиции.
Африканский народ… Что же он представлял собой, когда огромные португальские галионы бросали свои якоря у восточного побережья Южной Америки, и лодки с пленёнными рабами направлялись к берегу? Невольников привозили в три основных порта – Байя, Ресифе и Рио де Жанейро. В Рио и Ресифе были рабы из разных этнических групп, иногда даже из враждовавших между собой племён, что изначально делало попытку их общего восстания затруднительной. Большинство рабов в Рио были из племени Банту, в то время как в Байи преобладали уроженцы Западной Африки. Там рабов сгоняли с баркасов в отстойники, и затем каждый из них ждал своей участи. В своём большинстве поначалу это были достаточно крепкие тело мужчины и женщины. Как правило, работорговцы пытались поймать здоровых и сильных, но делать это непросто. Обладающие силой доставляли им много хлопот, так как они таили в себе смертельную опасность в своём пылком стремлении к свободе.
Со временим работорговцы перестали обращать особое внимание на возраст. Они хватали всех подряд. Среди рабов стали появляться представители старшего поколения, и это позволило сохранить и возродить древние традиции уже на новой земле. Здесь были опытные воины и охотники, колдуны и целители, музыканты и рукодельники... Чтобы выжить, волей-неволей им приходилось объединяться для поисков источников силы в новых местах в новых местах обитания. Конечно, это были земли, отличные от прежних, но не менее сильные и таинственные.
Вскоре после прибытия на новое место пленённые африканцы поступали в распоряжение хозяев-плантаторов и их надсмотрщиков. Рабов помещали в тесные тёмные бараки, где порой должны были находиться и женщины и мужчины. Это были маленькие сооружения, стены и крыши  которых состояли  из тесно прижатых друг к другу пальмовых веток. Спать приходилось на голой земле, ибо плантаторы не заботились о своих рабах. В лучшем случае, в качестве подстилки можно было использовать  пальмовые листья. Невыносимые условия существования, голод и болезни заставляли людей всё чаще вспоминать и обращаться к старым способам врачевания, искать помощи и защиты у новых духов и богов. Рабы старались сплотиться вокруг опытных, знакомых с древними традициями людей. Как правило, это были африканцы старшего поколения, владеющие тайными знаниями жизни. Иногда в их число входили и бразильские индейцы, которые как свои пять пальцев знали местные обычаи и законы. Люди собирались в группы в поисках источника внутренней силы, необходимой для сопротивления плантаторам, и, конечно же, носители духовной традиции составляли ядро этих групп.
Собираться рабы могли только в свободное от работы время – ночью, так как остальное время суток они проводили на плантациях. Организацию мероприятия брали на себя старейшины, соблюдая все предосторожности, так как эти сборища включали предсказания будущего или пополнения сил. Создавались магические амулеты для защиты от надзирателей, варилось снадобье, дающее выносливость, которая была так необходима на плантациях под знойным палящим солнцем, проводились обряды почитания новых и старых духов.
Женщины активно участвовали в церемониях, будучи естественными проводниками энергии Земли и хранительницами её духа. Так как все африканские обряды использовали силу Земли как основное качество для наполнения, женщины играли важную и почётную роль на таких собраниях – они танцевали, пели и выполняли многие ритуальные действия, удерживая внутреннее пространство группы.
Мужчины, в свою очередь, как воплощение активного созидательного духа, придавали этой энергии новые формы, трансформируя старый опыт в новые качества.
Дух и сила Земли – одно из самых удивительных явлений, с которым человечество сталкивалось в самых разных формах испокон веков. Именно сила заставляла одни культуры исчезать, а другие – рождаться. Эволюция Земли, так же как и Вселенной, характеризуется постоянным расширением и развитием качеств. Старые формы сменяются новыми, более приспособленными к меняющимся новым условиям, к тем энергиям, которые соответствуют развитию Вселенной и, в частности, самой Земли. Следовательно, все великие древние цивилизации должны были закончить своё существование на пике эволюции, что позволяло бы им совершать качественный скачок. И действительно, на это можно наблюдать повсеместно, будь то древние государства Зимбабве, Египта или Тибета, Великая Китайская империя или древние индейские цивилизации. Все они использовали в своём развитии энергию земли, на которой она располагалась. Как только проработка и реализация этих энергий достигала своего максимума, наступала эпоха расцвета. Земля была мощнейшим движущим фактором, задающим цикличность. Она порождала новые формы, и она же впоследствии их поглощала. Древний человек был достаточно открыт, что позволяло ему достигать удивительны состояний и вскрывать неизвестные способности. Земля наполняла своей силой, поэтому народы использовали возможность развивать те качества, которые были свойственны местам их обитания. Сила гор, равнин, лесов, озёр, рек и океанов питала их. Свидетельством стремления к воссоединению с единым мирозданием является удивительная простота и ясность, встречающаяся и сегодня у коренных народов – хранителей традиции. Эти качества присутствуют во всём (хотя и остаются невидимым для непосвящённых), начиная со способов самовыражения, общения, устоев в обществе и заканчивая жизненными ценностями. Только соприкоснувшись с этими истоками, можно понять, почему в Японии развивалось каратэ, в Индонезии – пенчак и силат, в Китае – ушу, а в Бразилии – капоэйра. «Спросите это у духа Земли, и он вам ответит, что вся причина лежит в ней, в земле», - так примерно ответил один из мастеров капоэйры, мастер Жоау Пекену из Сальвадора, когда его спросили об особенностях и отличиях капоэйры от других боевых искусств.
Большинство историков полагает, что именно группа объединившихся рабов «банту» была той средой, в которой родилась капоэйра. Эту группу составляли выходцы из многих регионов Африки, таких как Ангола, Конго и Мозамбика, они, возможно, и привнесли свои традиции в капойэру. Хотя современная капоэйра уже давно растворила в себе эти традиции, но всё же если быть внимательным, то можно найти поразительное сходство с некоторыми традициями Африки. Так, к примеру, на юге Анголы существовал ритуал инициации, в котором исполнялся танец зебр – Н’голу (N’golo), где молодые воины вступали в бой друг с другом. В соответствии с некоторыми теориями этот танец и был предшественником, или прародителем, современной капоэйры.


Джунгли.

Тот, кто сеет ветер,
Тот пожинает бурю.
Ты был плохим,
Теперь зло к тебе вернётся.



В золотистых лучах заходящего солнца и во влажном дыхании леса каждый звук отражает скрытую тайну. В сумеречное мнение, когда день сменяется ночью, и дух Солнца передаёт свою силу миру теней, где-то среди зарослей лиан в глубине джунглей укрыто крохотное селение людей. В этом огромном мире они полагаются только на силу, которая окружает, наполняет их и даёт им возможность жить. Последние луча солнца провожает бой барабанов. Обитатели джунглей напряжённо вслушиваются в тревожный рокот – это дух Конго. На круглой церемониальной поляне вождь призывают силу; пришло время перемен, начинается охота – охота на духа Джунглей, Тубаку. Воинам племени предстоит пройти сквозь испытания, чтобы узнать, будет ли сопутствовать им удача в предстоящей охоте. Для этого им нужно сразиться с Тубаку, и Заклинатель будет им спутником в этом нелёгком деле.
В центре поляне четверо мужчин танцуют в экстазе, выбивая сложный ритм на барабанах конго, зажатых между ног. Этот ритм завораживает  всех в округе. Вождь и его воины двигаются, вздымая стопами пыль выше своих голов. Все жители деревни, от мала до велика, образуют внешний круг. От каждого требуется своё участие, ибо от этого зависит их удача. Заклинатель провозглашает начало охоты. Стопы притопывают и трутся о землю, поддерживая своими движениями общий ритм. Колени сгибаются и разгибаются, заставляя всё тело двигаться как единое целое. Нога заходит за ногу и на земле образуются странные узоры, словно тайное послание танцующих духу Земли и духу Неба. Круг, образованный воинами, сужается и расширяется, опускается и поднимается, следуя за движениями тел. Он пульсирует подобно движению сердца, настраивая участников ритуала на ритм джунглей. Заклинатель начинает петь, и стоящие вокруг танцующих подхватывают его песню, усиливая её в несколько раз. Их тела тоже в движении – ничто не может устоять перед магическим ритмом Заклинателя. Кто-то стучит палкой о палку, кто-то использует камни, остальные же просто хлопают в ладоши или топают ногами. Воины размахивают оружием, сотрясая воздух своими криками, и следуя тонкой игре Заклинателя, племя вызывает духа – духа Охоты, духа Джунглей. Кажется, что всё вокруг приходит в неистовство, такое ощущение, что эта маленькая горстка людей заставляет волноваться всё вокруг. Звери и птицы притихли, даже невозмутимые хищники чувствуют, что скоро может придти трудное время. Из глубин джунглей появляется дух Охоты, ему подвластны все обитатели этого леса, ибо все им живут и всё им управляемо.
Но вот заклинатель замер, его тело полностью напряжено, кажется, он чего-то ожидает. Следуя его знакам, ритм действия меняется, круг немного расширяется, образуя пространство посередине. Заклинатель чувствует приближение силы и своим танцем приглашает её войти внутрь. Постепенно его движения замедляются. Наконец, всё замирает, и только приглушенный бой конгас поддерживает внутреннее движение. Вся природа вслушивается в приближение духа Джунглей.
Вот через некоторое время Заклинатель начинает охоту, он заманивает духа в центр круга и вступает с ним в борьбу. Его движения выглядят сложными и запутанными, но все они подчинены определённому внутреннему закону. Этому знанию Заклинатель обучался всю свою жизнь у своего предшественника – Ловящего Ветер. В самый разгар борьбы он расслабляется, позволяя Силе захватить его и войти внутрь. Теперь он то и дело теряет свою человеческую сущность, превращаясь в разных животных. Он ползает, катается по земле, нюхая её, издаёт животные звуки. Наконец, Дух и Заклинатель соединяются в единое целое, и воны племени могут использовать силу для продолжения танца. Заклинатель продолжает оставаться внутри круга. Вождь бросает клич, и все окружающие запевают охотничью песню, открывая себе путь к Силе, вступая с ней в диалог. Условия же этого диалога задают своим ритмичным боем четверо конголерос.
Пришла очередь вождя. Он входит в центр круга, где дух Джунглей исполняет свой танец, пользуясь телом Заклинателя. Теперь сам вождь будет испытывать свои силы, танцуя вместе с духом Джунглей. Каждый из них теперь и охотник, и жертва одновременно, и только личная сила каждого решит исход этого поединка. И вот Дух замечает вождя. Начинается игра, но в этой игре нет явного лидера, ибо так же, как охотник охотиться за духом, Дух охотиться за ним. Движения танцующих – это диалог, языком которого является тело. Они оба ползают и катаются по земле, держи в полном напряжении всё своё внимание. И вот вождь делает атакующее движение, но духа Джунглей не так-то просто застать врасплох: он подпрыгнул, сжался и издал вопль, подобно дикой кошке, прыгающей с дерева. От этого крика стоящие вокруг еле устояли на ногах. Но вождь слишком опытный воин, чтобы поддаться испугу, он замер в воздухе и тут же упал на землю. Дух промахнулся и его выпад прошёл мимо. Слышен одобрительный гул, окружающие по достоинству оценили этот спектакль, который означал, что древесная кошка промахнулась. Это значит, что удача будет сопутствовать им в завтрашней охоте. Тем времением вождь метнул своё копьё в Духа, и оно угодило ему прямо в живот. Вокруг раздались восторженные крики – это ещё один хороший знак. Хотя копьё ненастоящее, оно всё же приводит в замешательство древесную кошку, и вождь успевает повергнуть её на землю. Дух замирает, и вождь исполняет победный танец вокруг него, а затем победоносно покидает круг.
Луч надежды озаряет глаза воинов, и, подбодрённые, они продолжают танец. Теперь любоей из них может попробовать свои силы в этом магическом диалоге с Духом. Каждый по очереди заходит в круг и под приветствия окружающих общается с духом Джунглей. Кому-то сопутствует удача, и это даёт ему право участвовать в завтрашней охоте. Те, кто помоложе или недостаточно опытны, могут получить серьёзный урок и понять, насколько стоит рисковать в завтрашнем дне. Дух разгорячился и теперь представляет серьёзную опасность для воинов.
Некоторые из участников получают травмы, но несмотря на это, они всё равно рады, ибо это даёт воинам силу, которая защитит их на охоте.
Всё племя приходит в неистовство, теперь каждый убедился в благосклонности Силы. Участники всё глубже и глубже погружаются в ритуал.  И, наконец, когда все воины проходят через эту игру, приходит время освобождать Заклинателя из плена духа Джунглей.
Воины во главе с вождём образуют плотное кольцо вокруг Заклинателя, их задача – заставить Тубаку покинуть тело колдуна. Каждя такая процедура проходит на грани жизни и смерти, но как у Заклинателя, так и у племени нет другого выбора, потому что Сила и Дух таят в себе большую опасность. Только сильный волей человек способен совладать с ними. Теперь все воины направили своё оружие на Заклинателя, они исполняют угрожающий танец, демонстрируя этой Силе своё намерение и готовность к смертельной борьбе. Тело Заклинателя мечется с диким рёвом из стороны в сторону, подобно загнанному зверю. Так продолжается некоторое время. Пыль клубами вздымается над Заклинателем. Но вот наступает ответственный момент, и по знаку вождя воины накидываются на колдуна. Они прижимают его к земле так, чтобы у него не было никакой возможности пошевелиться. Требуется достаточно усилий, чтобы удержать  разбушевавшегося Тубаку, гораздо больше, чем в поединке с пустынным львом.
На этот раз дух Джунглей так просто не намерен сдаваться, и тогда воины применяют другое средство. Они срывают с себя травяные пояса и начинают наносить не очень сильные удары по телу Заклинателя, издавая дикие крики. Люди, стоящие в кругу, возгласами поддерживают их. Вдруг некая сила расшвыривает воинов по сторонам, а тело Заклинателя остаётся лежать на земле неподвижно. Наступает полная тишина, все слушают, как дух Тубаку возвращается в джунгли. Постепенно становятся слышны голоса птиц и жужжание насекомых. Обитатели леса снова вступают в нескончаемый разговор. Это означает, что дух джунглей Тубаку вернулся на место, и окрестные заросли продолжают жить своей обычной жизнью. Заклинателя обливают холодной водой, кладут на пальмовый настил и уносят в хижину. Сегодняшняя встреча была трудной и стоила многих сил колдуну, но такова его судьба – судьба общения с Силой.
Это был один из ритуалов, посредством которых люди испокон веков пытались найти поддержку у могущественной природы, войти в контакт в неведомыми силами, способными как отнять жизнь, так и подарить её.
Согласно древним традициям африканских племён, всё, что окружает людей, является священными наделено силой. В особенности ими почиталась Земля, которая давала жизнь, питала и защищала. Поэтому в первую очередь африканцы обращались к ней, и никакое действие не могло совершаться без её ведома. Возможно,  отсюда берёт начало и основное правило капойэры - начинать игру снизу, близко к земле, таким образом, чтобы дух Земли питал играющих. С другой стороны, так игроки преклоняются перед Землёй и прислушиваются к её советам. Интересно, что во времена зарождения капоэйры руки играющих почти всё время касались земли, чтобы как можно реже прерывать связь с её силой. В их игре было мало движений руками, а перемещение было похоже на ползание. «Вся сила исходит из ног, руки же дают связь с духом Земли», - так считалось в среде капоэйристов. Кроме того, африканцы полагали, что руки выполняют созидательную функцию, а ноги – разрушительную. Поэтому и в современной капойэре, особенно в стиле Ангола, мы можем легко увидеть, что при очень развитых ударных движениях ногами, удары руками используются очень мало, и к тому ж встречается много движений, связанных с опорой руками на землю.


Старый мастер.

Мой мастер очень стар,
Он с трудом передвигается.
Но его глаза блестят, а в сердце огонь –
Это капоэйра, друг.



Как-то раз, когда я возвращался с рыночной площади, где наблюдал очередное шоу местных капоэйристов, ко мне подошёл старик, продающий незамысловатые побрякушки. Я попытался объяснить ему на своём испано-португальском языке, что меня не интересуют украшения. Старик не унимался, предлагая то одно, то другое. Так мы дошли до лифта, который поднимает многочисленные толпы туристов в колониальную часть Сальвадора. Я весело улыбался, глядя на старика, оживлённо размахивающего руками. В конце концов, я ткнул пальцем в рисунок на своей футболке, пытаясь дать ему понять, что основным моим интересом здесь является капоэйра. Тогда старик сказал, что его зовут Педро, это его капоэйристкое имя, и что он достаточно осведомлён в этих вопросах. Тогда я спросил его, знает ли он какого-нибудь капоэйриста в городе, который занимался бы ещё и искусством кандомбле или умбанды. Старик вытаращил глаза и протянул мне свои побрякушки, не переставая произносить, что вся магия начинается именно отсюда, и если я интересуюсь такими вещами, то непременно должен сделать первый шаг сам. Понимая, что это дело может затянуться, я предложил ему встретиться завтра и серьёзно поговорить. Педро согласился, но предложил мне совершить обмен – поменять футболку на одну из его побрякушек. Ничего не оставалось делать, как согласиться, и я стянул с себя футболку. В конце концов, на ней была наша клубная символика, пускай работает. Хорошо, что и о нас здесь узнают. Протянув свой «подарок», я попытался выбрать подходящее украшение для себя. Но Педро категорически воспротивился этому выбору и выбрал его для меня сам.
Удобно усевшись на обочине дороги, мы достали карту, и старик стал водить по ней пальцем в поисках завтрашнего места встречи. Ему понадобилось минут пять, чтобы отыскать свой дом. Это была улица без названия. Он сказал, что достаточно будет назвать его имя, чтобы найти этот дом, и вообще, встреча нужна больше мне, чем ему, а это значит, что и этой информации уже достаточно. Итак, встреча была назначена на полдень, мы попрощались, и я сел в лифт, отправившись в старый город. Как мне сказали, в старом городе в этот воскресный день отмечался праздник какого-то святого, и, возможно, там соберётся большая рода.
На следующий день, руководствуясь крестиком на карте, я отправился на встречу. Надев вещицу, которую поменял на футболку (так было уговорено с Педро), я зашёл в ближайший магазин, где собирался купить что-нибудь поесть. Встреча неизвестно когда могла закончиться, да и старику, наверное, было бы приятно такое отношение. Продавцом этого магазина оказался пожилой негр. Он тут же уставился на моё украшение и с видом знатока принялся кивать головой в знак одобрения. Его особое наречие не позволило мне до конца понять, в чём же тут дело, но одно я понял наверняка – эта побрякушка работает и вызывает ко мне расположение окружающих. На прощение старик поднял сжатый кулак с оттопыренным большим пальцем, в общем, «о’кей». Набив рюкзак, я отправился к указанному месту. И хотя мне уже приходилось бывать в этом городе, признаюсь, я не сразу сообразил, что скрывается за крестиком на карте. Оказалось, что это достойное место, но там не следовало бы появляться белому человеку, ибо это был настоящий чёрный бразильский квартал. Нельзя сказать, что люди здесь агрессивно настроены против белых, но тут существуют свои законы. И если ты их не знаешь, то лучше сюда не заходить. Мне пришлось выдержать немало удивлённых, а порой и весьма странных взглядов. К тому же, пронырливые дети то и дело пытались залезть в мой карман. Но к счастью, карманов на моей одежде практически не было, а всё ценное я оставил в отеле. С трудом определив нужную улицу, я пошёл по ней, пытаясь отыскать черты, схожие с описанием дома. В голову постоянно лезли мысли о том, что старик решил позабавиться надо мной, «надув», как простого туриста. Подойдя к одному из домов, я спросил сидевшего у двери старика, не знает ли он Педро, проживающего на этой улице. И на всякий случай показал ему карту и место, отмеченное на ней. Мой собеседник с большим любопытством стал рассматривать карту. Сдаётся мне, он видел её первый раз в жизни, так как она вертелась в его руках словно пропеллер. Так продолжалось около пяти минут, но тут моё внимание привлёк знакомый предмет – это была футболка, обмененная на кулоны, которые теперь висели у меня на шее. Она весело болталась на деревянном шесте. Поблагодарив своего гида, я подошёл к двери этого дома и робко постучал. За дверью было тихо. Старик, который рассматривал мою карту, знаками показал, что нужно стучать сильнее. Я стукнул… Однако никто не отозвался внутри. Дед не унимался ипоказывал, что нужно стучать ещё и ещё, да посильнее. Тогда я двинул раз, двинул два, и каково же было моё удивление, когда дверь с грохотом повалилась наземь, а за ней оказался улыбающийся Педро. Дед же ржал, как лошадь. В общем, меня разыграли. Но мне было не смешно, так как Педро заявил, что не выпустит меня из дома, пока я не отремонтирую ему дверь. Как оказалось потом, дверь никогда не закрывалась, ибо у неё совсем не было петель. Она просто подпиралась доской, и после очередного моего удара эта доска не устояла и с грохотом ударилась о противоположную стенку.
Педро объяснил мне, что ждал, пока я наберусь решимости войти внутрь, а точнее, окончательно соберусь встретиться с ним.
- Теперь, я думаю, ты готов разговаривать со мной. Если бы не мой дед, ты бы ещё долго сидел под дверью и терзался мыслями, уйти или остаться валяться здесь под дверьми чёрного человека, - сказал он.
- Вообще-то, - начал я оправдываться, - у меня совсем нет расовых предрассудков, и кто же виноват, что у вас солнца больше, чем у нас. Если бы было наоборот, кто знает, кто из нас сейчас был бы белым, а кто чёрным, а?
Педро только улыбнулся и предложил мне сесть на аккуратно уложенные циновки в углу комнаты. Стиль этого жилища был весьма непритязательный: фанерные стены, выкрашенные в песочный цвет, земляной пол, никакой мебели. Не считая нескольких досок, которые, судя по всему, служили кроватью. К потолку были подвешены различные побрякушки, и как мне показалось, их расположение создавало некий завораживающий орнамент. Несмотря на всю простоту этого дома, хозяин его был достаточно чистоплотным и аккуратным, так как содержал его в чистоте, хотя и подпирал дверь палкой.
Заметив моё смущение, Педро сказал, что не живёт здесь, а просто иногда приходт сюда, чтобы побыть в уединении. Как выяснилось позже, это просто было местом его работы, выражаясь современным языком, офисом шамана.
Мы уселись на циновки, и я поставил перед собой рюкзак. Педро без всякого предупреждения выхватил его у меня из рук.
- Я вижу, что ты принёс мне подарки, - произнёс он. – Значит, тебя хорошо воспитали, и мы найдём с тобой общий язык. Силу нужно уважать, только тогда её можно использовать.
- Я подумал, что неизвестно, когда закончиться наша беседа, поэтому купил продукты.
- Они нам не понадобятся, но всё равно я их возьму, потому что от подарков нехорошо отказываться, - затем он ткнул пальцем в моё, а точнее, в его украшение, висящее у меня не шее. – Здесь места неспокойный, - улыбнулся он, - я надеюсь, к тебе никто не приставал?
Только сейчас я по-настоящему осознал, куда пришёл и каким чудом добрался сюда без особых приключений. Видно, Педро поймал ход моих мыслей и сказал, что это первый урок кандомбле. Из его объяснений мне удалось понять, что это не просто украшение. Для чёрных людей такие вещи несут глубочайший смысл. Форма, сочетание цветов, размер, - всё это не просто создаёт символ, но и воздействует на самого человека. Такие предметы заставляют измениться что-то внутри. По словам Педро, даже самый слабый может приобрести силу, но не обязательно физическую, а ту, которая связана с духом. И её может быть вполне достаточно, чтобы противостоять духу другого существа, будь оно из этого или другого мира.
Закончив обсуждение этой темы, я попросил его рассказать, что он знает о капоэйре и искусстве кандомбле и умбанды. Меня, конечно же, интересовала история всего этого. Может быть, он мог бы её рассказать с некоторыми мистическими подробностями… Я объяснил, что белые издавна отличались безразличием к негритянской жизни и культуре, поэтому мне информацию приходилось собирать по крупицам.
Педро потёр руки и сказал, что ему нужно освежиться перед тем, как приступить. По этому поводу он приготовил настоящий традиционный напиток, который пили в Сензалас. Достал из коробки, стоявшей в углу, тыквенную флягу и две глиняные кружки. И тут я обратил внимание на то, что вся посуда в доме была ручного изготовления. Такое я не мог не отметить и, естественно, спросил Педро об этом.
- Мы только что об этом говорили, - сказал он и снова указал на мою шею.
- Для нас, - продолжил он, - каждый предмет живой. И он способен влиять на человека, даже если человек об этом не знает. Предметы могут заставить любить или ненавидеть. Тем более, что именно люди делают эти предметы. Представь себе, что ты каждый день пьёшь из чашки, которую сделал плохой маг. А для нас каждый человек является магом, хорошим или плохим – это уже другое дело. Вот и делай выводы сам, - так сказал он и протянул мне полную кружку своего напитка. - Я уже не говорю о том, что нам ещё приходиться есть еду, приготовленную этими людьми. Настоящий маг кандомбле должен хорошо разбираться в этом, чтобы не тратиться свою энергию на борьбу с тёмными силами.
Слушая его слова, я невольно рассматривал содержимое своей чашки. Признаться, оно не внушало мне доверия

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://martialarts.org.ru/topic/161


http://samovarchik.info - Информационные проекты
 

Низ страницы

design: samovarchik.info