Единоборства востока и запада, гимнастика, фитнес и другие системы здоровья на martialarts.org.ru
Для всех любителей ушу и не только. Вышла книга из серии "Переводы Березнюка"
http://www.bookmail.ru/shop.php?p=product&pId=3470
Багуачжан первой половины ХХ века
Аннотация:
В сборник вошли переводы нескольких небольших книг по багуачжан, написанных в Китае еще до прихода к власти коммунистов, до начала превращения ушу в художественную гимнастику.
В книге Хуан Боняня "Драконьи ладони восьми триграмм" (1928) описана та система багуачжан, которую преподавал его учитель - великий мастер синъицюань и багуачжан Ли Цуньи.
В книге Янь Дэхуа "Словно в Шаолине стена раскололась" (1935) описано применение 34 приемов багуачжан направления Чэн Тинхуа.
Книга Лу Цзингуя "Записки о багуачжан, преподававшемся Цао Чжуншэном" (1941) является одной из лучших книг по багуачжан за всю историю стиля: в ней изложена вся система багуачжан версии Цао Чжуншэна (багуачжан направления Инь Фу) с упором на отработку прикладного применения приемов.
Неактивен(вна)
От переводчика
В данном сборнике под одной обложкой объединены три книги. Сделано это во-первых, потому, что издавать их по отдельности было нерентабельно (они малы по объёму, и по отдельности вряд ли удовлетворили бы русскоязычного читателя), а во-вторых, потому, что они посвящены в целом одному и тому же – вопросам прикладного применения багуачжан, и совместная их публикация позволяет проследить постепенную эволюцию взглядов на эти вопросы, а также помогает раскрыть те аспекты, которые мог упустить один из авторов.
Первой в истории книгой по багуачжан принято считать книгу Сунь Лутана «Учение о кулаке восьми триграмм». В таком случае книга Хуан Боняня «Драконьи ладони восьми триграмм» вполне заслуживает звания «второй в истории книги по багуачжан»: это – первая работа по багуачжан, вышедшая после окончания в Китае в 1928 году гражданской войны. Как нелегко догадаться многочисленным обитателям ИНТЕРНЕТ-форумов, в условиях гражданских и мировых войн, а также прочих социальных катаклизмов, людям зачастую становится не до написания книг (а иногда и вообще не до распространения боевых искусств – самим бы выжить), и именно этим объясняются значительные «пробелы» в истории китайских боевых искусств в XX веке. За более чем десять лет от книги Сунь Лутана до книги Хуан Боняня о багуачжан не публиковалось вообще ничего, и потому книга Сунь Лутана оставалась единственным эталоном. Хуан Бонянь не только пытается ей подражать, но и открыто полемизирует с ней в третьей части своей книги. К сожалению, если господин Хуан и был хорошим преподавателем, то этого не скажешь о его литературных талантах: показывать ему явно было проще, чем описывать движения словами. Свою лепту в путаницу внесло и издательство, явно не имевшее опыт издания литературы по ушу (чего стоит хотя бы ляп наборщика, перепутавшего иероглифы «глаз» и «нога»). Тем не менее, книга является ценным материалом: это, фактически, единственный источник информации, рассказывающий нам о багуачжан, преподававшемся Ли Цуньи (многие нынешние занимающиеся и не подозревают, что этот великий мастер синъицюань владел ещё и багуачжан).
Чтобы понять название изданной в 1935 году книги Янь Дэхуа «Словно в Шаолине стена расколоась» – нужно знать мифологию китайских боевых искусств и религиозных систем. Согласно одному из вариантов легенды об основателе чань-буддизма Бодхидхарме, когда тот пришёл в монастырь Шаолинь и просидел девять лет лицом к стене, то внезапно достиг просветления такой силы, что от этой вспышки просветления раскололась стена, перед которой он сидел. По мысли автора, его книга должна была вызвать у читателя сходную реакцию, дав ему понять, что за похожими на танцы движениями комплексов на самом деле стоят страшные боевые приёмы. Любопытно, что автор лишь один раз упоминает, что занимался багуачжан, и рассматривает свои приёмы просто как прикладные приёмы ушу, а в предисловии заявляет, что его взгляды не ограничиваются рамками того направления, которым он сам занимается.
Записанная в 1941 году Лу Цзингуем со слов неграмотного Цао Чжуншэна книга «Записки о багуачжан, преподавашемся ЦаоЧжуншэном», является одной из лучших книг по багуачжан за всю историю стиля – даже несмотря на практически полное отсутствие иллюстраций. В годы японской оккупации старый Цао Чжуншэн опасался, что его искусство умрёт вместе с ним, и постарался изложить в систематизированном виде теорию и практику стиля. Принимая во внимание тот факт, что после Второй мировой войны новое коммунистическое правительство Китая взяло курс на искоренение боевых искусств Китая в их традиционной форме, нельзя не возрадоваться тому, что у нас имеется столь качественный источник информации по тому, что они из себя представляли до начала этого процесса.
Станислав Березнюк
Новосибирск, Россия
июнь 2008
Неактивен(вна)