БОЕВЫЕ ИСКУССТВА и оздоровительные системы

Единоборства востока и запада, гимнастика, фитнес и другие системы здоровья на martialarts.org.ru

#1 17-08-2014 23:02:05

SlavvaM
Приходящий
Зарегистрирован: 07-12-2009
Сообщений: 95

Одиночный хлыст

单鞭实战用法(口诀:斜走单鞭胸膛占)
"Одиночный хлыст" - способы применения в реальной схватке. Рифмованное правило: одиночный хлыст идет по диагонали  и поражает грудную клетку.

1、杨澄甫(Yáng Dèng-fǔ):

如上式揽雀尾将人打出,如甲身后又来一个,如乙自上抡拳如泰山压顶打来,甲逐速往左方转身,左手托敌人的胸前下部,左足弓式右足蹬为直线,同时右手在后起为刁手以作沉劲。此为单鞭开劲,左手迎敌人打出。

Если человек атакован в предыдущей форме "Ухватить воробья за хвост",  когда к первому подходят со спины, а второй замахивается кулаком и бьет с намерением сокрушить.  Первый немедля разворачивает корпус влево, левая рука подпирает низ груди противника, левая нога в положении лука, правая толкает выпрямляясь. Одновременно, правая рука поднимается сзади в виде крюка, проявляя усилие опускания (чень цзинь). Это есть усилие раскрытия (кай цзинь) Дань Бянь. Левая рука встречает противника  ударом.

2、杨振铭(Yáng Zhèn-míng):

惟我之左掌出击时,须要含胸拔背,沉肩,坠肘,松腰胯,眼神贯注敌方,出后时动作宜快,不能等敌人所举之手落下方可。

如再由单鞭式,敌人以右脚在前用右拳直击我面部,我急将左脚用垫步向前微动,并用左手在敌右肘外向我方推开,右手握拳向敌人右肋下击去,此变法也。

Предположим, что когда моя левая рука атакует, нужно втянуть грудь и выгнуть спину, опустить плечи, свесить локти, прослабить поясницу и коленки, взгляд пронзает в сторону противника. После атаки движения должны быть быстрыми, нельзя ждать, когда у соперника появится возможность опустить вниз поднятую руку.
Если вновь в форме Дань Бянь противник, у которого правая нога впереди, атакует меня прямым правым в лицо, то я тот час легким движением левой ноги делаю "вставной шаг" Дянь Бу вперед, и сразу левой рукой отталкиваю  от себя его правый локоть. Правая рука сжимается в кулак и бьет вниз в правый бок противника. Таковы способы изменений.

3、杨振基(Yáng Zhèn-jī):

(1)《太极拳体用全书》上述单鞭用法是应身后攻击法。对方从身后击来,我转身往左伸出一方打击对方的胸部。

(2)双手左右移动时,意念在前手的掌根外缘,以手掌和小臂的连接处粘住敌人。

(3)左掌伸出时是以腕部粘住对方的来手。滚转化去对方的来力,顺势翻掌击出。意念和劲点在腕根处。

(4)勾手是反擒拿的动作,意念和劲点在腕根处。

1. В книге "Тайцзицюань тиюн цюаньшу" способ применения Дань Бянь объясняется как реакция на атаку со спины. Противник нападает сзади, я вращаю корпус влево и выбрасываю руку, атакуя его в грудь.
2. При перемещении рук мысль находится на внешнем крае основания ладони впереди стоящей руки - место соединения ладони и предплечья прилипает к противнику.
3. При выбросе левой ладони запястье прилипает к руке противника, отбрасывает его силу, и вслед этого ладонь переворачивается и атакует. Мысль и точка приложения усилий (цзинь дянь) находятся в основании ладони.
4. Крюк - это движение контрзахвата (против цинна), мысль и  точка приложения усилий находятся в запястье.


4、杨振铎(Yáng Zhèn-duó):

设有人在我身后或一侧向我击来,我即以腰带臂迅速转体,同时使右掌变吊手,当转至对方胸前,以腕击其胸部,如果对方察觉得快,以含胸避之,我可视其低头之际速将右手上提其下颏。

设另一侧又有人向我背部击来,我即转身以左掌出击前胸。

Предположим, нашелся тот, кто атаковал меня сзади или сбоку, я сразу же быстро вращаю корпус в пояснице , одновременно формирую крюк из правой ладони. Как только я развернулся лицом к противнику, то атакую запястьем в грудь. Если соперник замечает это, втягивает грудь и избегает удара, то я могу, увидев, что он опустил голову, правой рукой быстро выполнить поднимание вверх в подбородок.
Предположим, что с другой стороны тоже есть противник, который атакует меня в спину. Я тот час разворачиваюсь и атакую левой ладонью в грудь.

5、牛春明:

该式用法很多,全在灵活,如勾手含卷劲、提劲,也掤劲及按劲等等,能应付左右两方面之敌。在运用上变  化多端,应看来势随机应变。以勾手先卷劲,再用手背及腕如轮子向前向下转动,非一日之功夫。练拳要慈祥安逸,忌免好胜逞能、打杀之勇、一时之气,以致害人害己。

По-видимому, способов применения формы очень много, все  лежит в "легкой подвижности" (цин лин). Например в крюке (гоу шоу) скрыта силы скручивания (цзюань цзинь), сила поднимания (ти цзинь), а также сила отражения (пэн цзинь) и сила толчка (ань цзинь). Она очень богата в плане практического использования, и ее нужно рассматривать, как применимую сообразно обстоятельствам.  Рука-крюк сперва выполняет усилие скручивания, затем используется тыльная сторона ладони и запястье для вращения вперед и вниз как колесо, - это требует не одного дня наработки. Занятия боевыми искусствами требуют милосердия и самоотречения, (в процессе занятий)нужно избегать желаний первенства и (необдуманной) демонстрации своих возможностей - в начале это будет подъемом духа, но в результате приведет к нанесению ущерба и себе и окружающим.

Источник <http://bkrs.info/taolun/thread-3285.html>

6、李雅轩(Lǐ Yǎ-xuān)传授陈龙骧(Chén Lóng-xiāng)、李敏弟:

带式:假定对方由下向上以两手挑我两臂,我即松其两臂,向左带之,以空其力。

挂式:假定对方以拳(掌)向我胸部击来,我即以右手变勾手,往右挂开来手。

撑掌:接挂式用法,我将来力挂开后,随弓步以左掌击其胸部。

Наследие Ли Я-сюаня, переданное его учеником Чень Лун-сяном.
Форма "переноса" (дай): предположим, что соперник обеими руками подпер (или поднял) снизу вверх оба моих предплечья, я расслабляю предплечья (сун) и сдвигаю их влево, уводя в пустоту его силу.
Форма "подвешивания" (гуа): предположим, что противник кулаком или ладонью атакует меня в грудь, я формирую крюк и правой рукой отвожу его руку (гуа кай - вывесить, отвести).
Толчок ладонью: применяется после предыдущей "формы подвешивания", когда после отведения я принимаю"гун бу" и атакую противника левой ладонью в грудь


7、郑曼青传授 黄性贤 (Huáng Xìng-xián):

实战中,对手用左拳击我左胸部,我则用左手外化其招,顺势左掌按其左肩;对方用右拳击我右胸部,我用右勾手将其勾开,再顺势用手腕背(或拳)攻其胸口,对方右手击来,我则用右手挒开斯手,随势转腰上步,一并前进,用左掌按击其胸腋部(或胸口)。

Наследие Чжэнь Мань-цина, переданное Хуан Син-сянем.
В схватке противник атакует меня в левую часть груди левым кулаком. Тогда я нейтрализую прием левой рукой наружу, и вслед толкаю его левой ладонью в левое плечо. Противник атакует меня правым кулаком в правую часть груди. Я использую правый крюк и отвожу его руку, а затем использую внешнюю сторону правого запястья (или кулак) для атаки в солнечное сплетение. Противник атакует правой рукой. Тогда я применяю правый Лие и отвожу его руку, затем поворачиваюсь и делаю шаг вперед , и вместе с движением вперед толкаю левой ладонью в солнечное сплетение или подмышку.

(См. видео Чжу Баочжэня Иньши  Багуачжан http://my.mail.ru/mail/sta137/video/15/22.html на 53 секунде).

8、崔毅士(Cuī Yì-shì)传授 崔仲三(Cuī Zhòng-sān):

单鞭的用法较多,我们可以理解为对方从左后上打来,我即转身用左采手化解;由侧方打来即用右挒手格挡。如离身较近,即用肘打;用勾手勾挂对方进攻,用勾背进击对方下颌和胸部,以左云掌进击对方胸部。

Наследие Цуй И-ши, переданное Цуй Чжун-санем.
Способов применения Дань Бянь довольно много. Мы можем разобрать, когда противник нападает сзади слева. Тогда я поворачиваю корпус и  отвожу атаку левым Цай.  Если атакуют сбоку, то даю отпор используя правый Лие. Если расстояние небольшое, то применяю удар локтем. Использую крюк для "втягивания" (gōuguà) атаки. Применяю запястье для атаки горла или груди соперника. Левой ладонью наношу удар в грудь противника.
9、董英杰传授 董虎岭(Dǒng Hǔ-lǐng):

接上揽雀尾按势,对方以左用右手击我肋部,我立即向左转身,右手从上绕下,将其拨开。对方由左后方抡右拳从上打下,我急向左转身,趁其拳未下之际,先发制人,左脚抬起,上步弓腿,左手绕上,手心朝外,推其胸部。

Наследие Дун Ин-цзе, переданное Дун Ху-лином.
Из предыдущей позиции толчка (ань) формы ЛаньЦюэВэй. Противник использует правую руку для атаки слева по ребрам. Я немедля разворачиваюсь влево. Правой рукой, вращая сверху вниз,  отталкиваю его руку. Противник слева сзади замахивается правым кулаком и бьет сверху вниз. Я немедленно разворачиваюсь влево, и пока его рука не опустилась, перехватываю инициативу, поднимаю левую ногу и делаю шаг вперед. Левая рука вращается вверх ладонью от себя и толкает противника в грудь.


"Я постигал общие принципы бокса и глубоко размышлял над своим опытом" (Сунь Лу-тан, "Тай Цзи Цюань Сюэ"; 1919).

Неактивен(вна)

 

#2 19-08-2014 10:22:13

BondarenkoV
Управляющий
Зарегистрирован: 02-07-2007
Сообщений: 1555

Re: Одиночный хлыст

Каждый понимает применение (юн) по мере своего опыта )
Все это очень интересно, я давно хотел что-то подобное сделать для каждой формы, да все руки не доходили, потом ... )   Большой тебе РЕСПЕКТ Слава!

Неактивен(вна)

 

#3 01-01-2015 20:38:55

SlavvaM
Приходящий
Зарегистрирован: 07-12-2009
Сообщений: 95

Re: Одиночный хлыст

Я прихожу к выводу, что современное Тайцзи не имеет концепции боя. В частности семья Ян. Есть только отдельные личности, типа Ян Лу-чаня, Ян Шао-хоу. Есть Ван Пэй-шен из семьи У. Плачевно!


"Я постигал общие принципы бокса и глубоко размышлял над своим опытом" (Сунь Лу-тан, "Тай Цзи Цюань Сюэ"; 1919).

Неактивен(вна)

 

#4 01-01-2015 21:05:35

SlavvaM
Приходящий
Зарегистрирован: 07-12-2009
Сообщений: 95

Re: Одиночный хлыст

Одиночный хлыст - странная форма. Ясно, что древняя - много сотен лет. Ее применяют в других школах, есть она в Шаолиньском УШУ - Тай Цзу Цюань. Не знаю чем это обусловлено... Читал, что в древности воины часто использовали эту форму в бою, так как в ней есть 4 действия - бросок, удар, рубка и сечение. Может быть, этим и обусловлено. Но в текстах авторов ничего об этом.
Кроме того, я вижу аналоги формы в Айкидо (может дам ссылку позже), вижу в Танланцюань - почему там крюк правой рукой и что он делает.


"Я постигал общие принципы бокса и глубоко размышлял над своим опытом" (Сунь Лу-тан, "Тай Цзи Цюань Сюэ"; 1919).

Неактивен(вна)

 

#5 04-01-2015 15:34:11

BondarenkoV
Управляющий
Зарегистрирован: 02-07-2007
Сообщений: 1555

Re: Одиночный хлыст

SlavvaM писал(а):

Я прихожу к выводу, что современное Тайцзи не имеет концепции боя. В частности семья Ян. Есть только отдельные личности, типа Ян Лу-чаня, Ян Шао-хоу. Есть Ван Пэй-шен из семьи У. Плачевно!

А если бы увидеть видео боя Сунь Лутана, то вообще можно было бы предположить, что это фольклор  )
А вот во что превратилось туйшоу. после того как это стало спортом (        http://www.youtube.com/watch?v=ex6Co06bIbQ

Неактивен(вна)

 

#6 25-06-2015 07:33:13

SlavvaM
Приходящий
Зарегистрирован: 07-12-2009
Сообщений: 95

Re: Одиночный хлыст

Вот описание оружия хлыстообразного оружия.


Введение. ВСЕ, ЧТО ГНЕТСЯ, ВЬЕТСЯ И СВИСТИТ
Гибкое оружие играло очень важную роль и выделялось в отдельный, особый класс, особенно на Востоке.
Гибкое оружие гораздо более опасно, чем жесткое. Длина его может регулироваться по желанию владельца, оно легко обходит щит и жесткий блок, может захлестнуть, опутать и человека, и его оружие, а сила удара его конца обычно существенно выше, чем у жесткого оружия подобной длины. 
С другой стороны, гибкое оружие имеет ряд особенностей, существенно осложняющих работу им. Им нельзя сделать тычок — ему доступны только «стреляющие» удары после раскрутки; оно продолжает свое движение, когда рука его уже закончила, и не останавливается по воле хозяина в любой точке и в любой момент; на вращениях оно движется быстрее жесткого оружия, но при необходимости смены траектории движения делает это медленнее жесткого;
оно более послушно инерции и его легче сбить. По китайской поговорке, чтобы достигнуть мастерства в овладении гибким оружием, надо тренироваться столько лет, сколько на нем сочлененных элементов.
Чхонмедо делит гибкое оружие на три основных группы: оружие с жесткой рукоятью и гибкой боевой частью, оружие с гибким древком и жесткой боевой частью; целиком гибкое оружие. Кроме того, китайские стандарты относят к этой категории и оружие секционное, занимающее как бы промежуточное положение между жестким и гибким.







Часть 1. ВОЛШЕБНЫЕ ПЛЕТИ
Самое простое в употреблении гибкое оружие — это то, которое имеет жесткую рукоять. Ею легче и удобнее контролировать направление движения гибкой части. Благодаря ей легче менять направление движения. Самой рукоятью можно блокировать удары или наносить их в ближнем бою. Кроме того, в рукояти может быть спрятано дополнительное оружие типа кинжала или выскакивающего острия. По сравнению с другими видами гибкого оружия этот тип наиболее применим в крупномасштабных столкновениях из-за своей большей управляемости. Вариантов такого оружия в принципе много, но самым
типичным его представителем является обыкновенная плеть. Это слово мы и будем использовать в качестве собирательного названия всех видов оружия этой группы, которую можно разделить на четырех подгруппы. Собственно плеть имеет достаточно короткую боевую часть, вся поверхность которой является ударной. Кистень по внешнему виду похож на плеть, но основной его ударной поверхностью является утяжеление, находящееся на самом конце гибкой части. Плети и кистени могут иметь несколько гибких частей («хвостов»). Бич имеет более короткую рукоять, обычно плавно переходящую в боевую часть, сужающуюся к концу. Это оружие, как правило, гораздо длиннее кистеня или плети. Наконец, хлыст, который может быть простым или составным по своей конструкции. Он является как бы гнущимся жестким оружием, способным
пружинить при ударе и после него возвращаться в исходное положение.
К хлыстам относятся, например, и розга, и лоза, и прут. Кнут, в зависимости от его длины, может выполнять функции или плети, или бича, а нагайка является промежуточным звеном между плетью и кистенем.
Система сочленения гибкой и жесткой части различна: это может быть шарнир, крепление через кольцо, наматывание с фиксацией узлом, насаживание и т. д. Различен и материал гибкой части — веревка, цепь, кожаный ремень или жгут, металлическая полоса, конский волос, проволока и т. п. Бывает, что эти материалы сочетаются друг с другом. Плеть может завершаться простым грузом или грузилом, острием, лезвием, крюком или «кошкой».
Хлыст — простейшее гибкое оружие. Им может стать любая хорошо гнущаяся ветка. Удар хлыста как бы двойной — основной и опоясывающий. Особенно болезненные удары наносятся хлыстом при ударе с оттягом, благодаря чему в Европе он использовался в основном для порки  провинившихся. Но хлыст — единственное гибкое оружие, которым можно более или менее жестко блокировать, им можно наносить быстрые хлещущие удары кистью наподобие ударов короткой палкой. Правда, против собственно короткой палки хлыст обычно пасует. В свое время, во время съемок фильма «Игра смерти» Брюс Ли собирался выходить против вооруженного двумя палками Дэна Иносанто с гибкой лозой «бако», но во время первой же схватки Иносанто его лозу расколол, и Маленький Дракон решил воспользоваться нунчаками.
Простой хлыст, являющийся гибким прутом, достаточно слабое оружие, и хотя такое оружие так и именуемое «ветка» (кит. «тя») в Китае существовало, но было быстро вытеснено более сложными вариантами.
Те российские подростки, которые используют в уличных драках снятые с автомобилей роликовые антены, вряд ли догадываются о том, что это оружие было известно в Китае еще в VII веке и называлось «бянь» (кит. «плеть»). Таким оружием очень часто дрались китайские военачальники, и в списке восемнадцати классических видов оружия Китая под словом «бянь», которое значит и «хлыст», и «плеть», понималась именно «жесткая плетка», состоящая из нескольких наборных элементов, обычно насаженных на гибкую ось наподобие позвонков.
«Позвонки» эти могут быть бамбуковыми или металлическими, круглыми, квадратными или иметь более сложную конфигурацию. Бянь имеет четко выраженную рукоять, которая иногда даже отделяется от ударной части гардой различной формы. Такими плетками сражались, например, герои романа «Речные заводи» Хуянь Чжо, происходивший из семьи, издревле владевшей искусством боя парным хлыстом, или Суть Ли, прозванный за искусство владения этим оружием «Маленьким Юйчи Гуном» в честь легендарного мастера боя этим оружием. Жесткой плеткой выполнялись все варианты рубящих и хлещущих ударов, ею хорошо отбивались от меча и копья, но тяжелый концентрированный удар (например, прямое попадание камнем) приводил к тому, что плетка рассыпалась на части. Вес такого хлыста мог достигать 12—13 цзиней, т. е. почти
7 кг, но с такими тяжелыми плетями ходили только богатыри. Обычный же вес этой плети составлял порядка 1,5 кг. Наиболее часто встречаются следующие виды традиционной китайской плети «бянь». Цзыбянь имеет четкую рукоять с круглой гардой и длину боевой
части 70 см, состоящую из элементов цилиндрической формы, диаметр которых составлял 2,25 см у гарды и 1,6 см на конце. Четкого острия эта плеть не имела. Шаолиньская медная плеть, звенья которой по форме подобны стеблям бамбука, ранее имела длину 5 чи, но потом укоротилась до 3-х. Плеть «тигриного хвоста» (кит. «хумибянь») состояла из пяти звеньев и имела в длину 2 чи 4 цуня.
Еще одна плеть имела звенья квадратного сечения и общую длину 3 чи, каждое ее звено имело длину 1 цунь 3 фэня. 3 чи в длину имела и «плеть сановника» (кит.«тайшибянь»), состоящая из шестнадцати звеньев круглого сечения, разделенных между собой кольцеобразными перегородками большего диаметра (Прим. ред.: 1 чи — 30,3 см; 1 цунь — 3,03 см, 1 фэнь — 0,303 см.).
Помимо этих видов хлыста существовали еще «плеть Бога Грома», «плеть Юйчи Гуна», «плеть семьи Цинь» и много других. Хотя жесткую плеть, в отличие от роликовой антенны нельзя свернуть и положить в карман, она и по сей день остается активным оружием. При сдергивающем ударе или ударе с оттягом в щель между элементами такой
наборной плети легко может защемиться одежда или кожа. Действовать ею не подготовленному специально бойцу нетрудно, а отражать ее удары нелегко. Те, кому приходилось уже в наши дни обороняться против подобного оружия, со мной согласятся.
Другим способом модернизации лозы была попытка ее заточить. В результате получилась очень гибкая и очень упругая металлическая лента, заточенная с обеих сторон до остроты бритвы. В Китае эта лента имела форму традиционного прямого обоюдоострого меча «цзянь» и называлась «гибкий меч». На арабском Востоке она имела форму пояса и называлась «поясным мечом» или «поясом-мечом». Такой меч обматывался вокруг талии и был скрыт кушаком. Иногда он, наоборот, надевался поверх толстого и широкого кожаного пояса, и его рукоять, не имеющая четкой гарды, служила как бы пряжкой,
фиксируя противоположный конец ленты. При выдергивании рукояти меч с силой
распрямлялся Такой гибкий меч был очень удобен для тайных операций, поскольку его сложно было заметить при обыске и даже при прохождении легендарных «магнитных ворот», охранявших вход в покои китайского императора и имевших потенциал такой силы, что оружие, скрытое за пазухой или в рукаве, приходило в движение, что заставляло хозяина инстинктивно за него хвататься.
Индийский гибкий меч «уруми» имеет длину порядка 150 см (иногда даже более) и может представлять из себя не одну, а несколько таких заточенных металлических лент. Уруми — табельное оружие тамильского боевого искусства калари паятту. И те, кому посчастливилось в 1987 г. видеть выступления в СССР индийских мастеров этого искусства, наверняка помнят спарринг на уруми. Зрелище потрясающее и жуткое.
Гибкий меч — оружие очень интересное и коварное — многое зависит от того, под каким углом движется лента. При хлещущих ударах плашмя ею можно работать как простой плетью или бичом, вырывая у противника полосы кожи и заставляя ленту выгибаться в любую сторону. Но если удар делается ребром, он ничем не отличается от удара мечом, и если лента в этот момент была не выпрямлена, а имела форму синусоиды, рана имела ту же форму. Про мастеров работы гибким мечом рассказывают, что они могут легким движением сбрить противнику бакенбарды или перерубить деревянную дощечку так, что разрез будет иметь волнообразную форму. Конечно, таким мечом можно только резать, а не рубить. И целят им в незащищенные участки тела, в основном, в горло.
Классическим вариантом обычной плети можно работать с не меньшей эффективностью. Придерживая гибкую часть, ею можно работать как короткой палкой, выполняя хлещущие удары и тычки. Блокировать можно не только рукоятью, но и гибкой частью, натянув ее второй рукой. Рукоять можно держать как прямым, так и обратным хватом. Плеткой очень удобно проводить «стреляющие» удары, захлестывать руку с оружием и само оружие. Ударом плети или кнута можно убить теленка или сломать позвоночник собаке. Кротким вариантом плети — нагайкой — можно легко раскроить череп волку, а ее
башкирский или калмыцкий вариант с вплетенной проволокой и стальным грузиком на конце так и называется «волкобой». Именно нагайку использовала раньше конная полиция для разгона демонстраций. Плетка с крючками вырывала клочья мяса и часто использовалась как средство устрашения или оружие наказания. «Девятихвостая кошка» активно использовалась во флоте вплоть до XIX века практически во всех странах. Даже детям нашим она хорошо знакома как грозное оружие Карабаса-Барабаса. Некоторые варианты многохвостой плетки имели разную длину концов, что существенно усложняло 
противодействие им. Один из них имел весьма любопытную конструкцию. В рукояти было просверлено горизонтальное отверстие, через которое была свободно пропущена веревка с грузиками на обоих концах, и длину их можно было регулировать прямо в ходе боя.
Самым ужасным вариантом обычной плети, пожалуй, можно счесть применяемый в чхонмедо «каттим» (кор. диалект, «рубящая плеть»). Ее боевая часть состояла как бы из коротких заточенных секций — некий гибрид между обычной плеткой и гибким мечом типа «уруми», заканчивавшийся наконечником копья. Чтобы лучше себе представить, как она выглядела, можно сравнить ее с ее современным аналогом, иногда применяющимся в уличных драках, — цепью от бензопилы, насаженной на рукоять. Удар такой плетки прорывал любой кожаный доспех, выдирая куски из спины, или мог срубить, как топором, молодое деревце, или перешибить древковое оружие. В отличие от уруми, каттим мог не
только прорезать, но именно разрубить или даже отсечь руку или ногу противника. Наконечник его конусообразной или пирамидальной формы при «стреляющем» ударе легко пробивал железный лист кирасы или шлема. Рукоять также заканчивалась острием в виде стилета или имела скрытый в ней достаточно длинный нож.
Разновидностью рубящей плети можно считать и плетку, боевая часть которой сделана из заточенных колец или шайб. Еще один вариант плетки, известный, в основном, в Китае, происходит скорее всего от короткого секционного оружия. Гибкая китайская плеть, также обозначающаяся иероглифом «бянь», состоит из рукоятки, нескольких гибких звеньев, выполненных обычно из металла, соединяющихся напрямую или кольцами. Заканчивается она наконечником копья. Такая плетка в сложенном виде легко скрывается в кармане, но представляет из себя весьма грозное оружие, техника работы которым построена, в основном, на разнообразных кругах, восьмерках, проворотах. Это практически многозвенная цепь на рукояти. Звеньев в ней может быть от 3-х до 36-ти, но наиболее часто встречаются 7—13. Самый распространенный вариант — девятизвенная плеть (кит. «цзюцзе-бянь»), работу которой очень часто можно видеть в китайских фильмах.
Привязываемые к рукоятке и острию цветные платки выполняют как отвлекающую роль, так и служат определенным тормозом, замедляющим вращение концов для лучшего контроля над ними. Длина такой плети может быть очень разной. Особо длинные варианты ее доходят до 9 чи, и работа ими уже напоминает работу собственно цепью. Девятизвенная плеть имела в классическом варианте длину в 5 чи 3 цуня, но современный спортивный ее вариант несколько короче. Техника работы девятизвенной плеткой очень красива. Ее то собирают в кулак, то «выстреливают» ею из него. Можно ее вращать, держа за середину, можно — держа за рукоять. Плеть то закручивается вокруг его ноги или локтя, чтобы затем изменить траекторию вращения. Особенно запоминается момент, когда человек лежит на спине и, подпрыгивая в таком положении, крутит плеть под собой. Девятизвенная плеть используется и в парном варианте, и в паре с китайским мечом «дао», как оружие для левой руки.
Некоторые варианты таких гибких плетей имеют дизайн в виде извивающейся металлической змейки, некоторые имеют как бы отростки, отходящие от каждого сочленения.
Интересной комбинацией меча и плетки служит и «цзяньбянь» (кит. «меч-у-плеть»). К рукояти китайского меча «цзянь» длиной в 3 чи со стороны навершия крепится гибкая металлическая плетка длиной в 4 чи. На первый взгляд, техника работы таким оружием очень сложна, на самом же деле ею работают так же, как управляют длинной кистью, подвешенной к навершию такого меча.
При правильной работе руки и верной постановке лезвия цепь не только не задевает хозяина и не мешает работе собственно меча, но и сама выполняет активную как отвлекающую, так и атакующую функцию.
Некоторые варианты китайских плетей, правда, гораздо ближе к классическому варианту. Одна из них — «ганьшаньбянь», имеет рукоять длиной 3 чи и боевую часть длиной 4,5 чи, на которую нанизано 24 шарика или на которой завязано 24 узла. Техника работы ею в чем-то напоминает гимнастические упражнения с лентой. Другой вариант похожей плети — «ганьцзыбянь» (кит. «плетка на рукояти»), называемая еще «сыюйбянь» (кит. «плеть Западных областей»), имеет длину рукояти 4 чи, которую держат двумя руками. Ее боевая
часть заканчивается копейным наконечником. Весит она 3—4 ляна. Завершая разговор о плетках, вспомним еще одну китайскую плеть, выполненную в виде коровьего хвоста. Ее длина 3 чи 3 цуня, и работают ею подобно тому, как корова машет своим хвостом.
Любой человек, который видел фильмы из серии «Индиана Джонс», не может не помнить верный бич главного героя — классический вариант подобного оружия. Бич гораздо длиннее плети и тем более хлыста. Обычно в исходном положении он скручен в кольцо подобно лассо, в 2—3 оборота. Его длина достигает нескольких метров, но благодаря тому, что его сечение плавно сужается к концу, и он имеет тонкий и очень подвижный кончик, мастер бича способен этим его кончиком выполнять буквально «ювелирную» работу. Те из них, кто выступает на цирковых подмостках, гасят с расстояния в несколько
метров заженные свечи, «вынимают» сигареты изо рта ассистента, «подбирают» с земли носовой платок и т. п. Особенно искусство владения бичом развито среди цыган, чей мощный кнут очень часто является орудием внутренних «разборок». Тяжелым бичом можно не только выбить оружие из руки противника или повалить его, захватив и дернув на себя его ногу, но и слегка придушить за шею и даже сломать руку. В рукоятке бича обычно прятали кинжал, и когда опутанного бичом противника подтаскивали к себе, он вступал в строй. Бичом, свернутым в кольцо, можно было поймать противника как петлей.
В боевых искусствах бич применялся на Филиппинах, где был известен под названием «латиго». Там, как и повсюду, «гражданский вариант» бича использовался пастухами, пасшими крупный рогатый скот. Военный же имел на конце острие, работа которым была наиболее эффективной при «стреляющих» ударах. Если в Китае наиболее употребим во время военных действий был хлыст или жесткая плеть, то в Европе это был кистень, занимающий промежуточное положение между плетью и цепом. Стремление добиться увеличения силы удара и огибающей способности короткого цепа привело к удлинению соединительной цепи и превращению цилиндрической боевой части в шарообразную 
металлическую гирю. Рукоять кистеня могла быть как длиной в предплечье, так и быть
совсем короткой — чуть длиннее кулака. Длина, толщина, конфигурация цепи или соединительного ремня могла быть различной, но обычно не превышала 0,5 м. Гиря могла быть различного диаметра и снабжаться шипами. Типичный пример такого кистеня — европейский «моргенштерн» (нем. «утренняя звезда»).
Как и плетка, кистень (в англоязычной литературе его очень часто объединяют с цепом) мог иметь два или три хвоста, обычно одинаковой длины. По сравнению с плеткой работа кистенем несколько проще. Им гораздо сложнее делать «стреляющие» удары, захватывать противника, «опоясывать» его спину — получается единичный, но очень мощный удар, который не захватывает, а отшибает. Ударом кистеня можно легко промять шлем вертикальным или боковым ударом. Как и плетью, кистенем можно было работать на обратном хвате, атакуя спину противника в обход его защиты. Человек, вооруженный кистенем и ножом или коротким мечом, как правило, легко одерживает верх над щитоносцем в схватке один на один.
В Европе развитие кистеня пошло по двум направлениям. Одно превратило его в миниатюрный цеп с очень коротким соединительным звеном (таким он стал как оружие рыцарей) и небольшой шипастой овальной формы ударной частью.
Другое, народное, сделало его очень грозным оружием в виде мощного шара на цепи или веревке. Он мог быть как древковым оружием — вспомним гуситов и их молотило, так и просто тяжелым шаром на ременной петле вместо рукояти. Таким, например, было славянское «гасило». Этот шар носили сжатым в кулаке и в решающий момент толчковым движением выбрасывали его вперед, прямо в лоб противнику. Кистень, как и топор, часто встречался на Руси, особенно как оружие ополченцев. В уличных драках он применялся и применяется по сей день.
В Индии кистень обычно имеет несколько хвостов, заканчивающихся небольшой гирькой. Длина этих цепей равна длине древка и составляет порядка полуметра. Четко фиксированная рукоять с навершием и ограничительным кольцом в конце палки, к которой крепились цепи, указывает на то, что работали им одной рукой как цепом.
В Японии классический вариант кистеня был известен под названием «кусари-тигирики» и мог снабжаться гардой для защиты руки и подлавливания вражеского оружия. К классу кистеней относится также и «синоби-дзуэ» — приспособление ниндзя, представляющее собой полый шест со скрытой внутри цепочкой с грузилом на конце. Внезапно выпущенная, такая цепь могла захлестнуть или оглушить противника. Существует вариант синоби-дзуэ, в котором такие цепи «утоплены» в шест с обеих сторон.
В Юго-Восточной Азии употреблялся двуручный кистень «най». Собственно, это был не столько кистень, сколько палка длиной 115—120 см, имевшая на одном конце острие, а на другом — короткую, длиной около 40 см, цепь с гирькой на конце. Найем можно было работать и как кистенем, и как короткой палкой или копьем, придерживая цепь рукой.
Разновидностью оружия, состоящего из жесткой рукояти и гибкой боевой части, можно условно считать и японскую «кусари-гаму» (яп. «серп с цепью»), особенно ее варианты с короткой цепью. Мы же, однако, будем рассматривать это оружие, в первую очередь, как разновидность серпа.
Завершая разговор о плетках, хочу вспомнить еще одно оружие современной уличной драки, родственное плетке, или велосипедную цепь, сложенную вдвое и обмотанную изолентой. Прибегают к ней сегодня гораздо чаще, чем к роликовой антенне или кистеню, а техника работы ею похожа на базовые приемы работы гибкой резиновой дубинкой.
«Волшебной плетью» на Дальнем Востоке называли и собственную косу, в которую могли вплести гирьку или воткнуть острый гребень. Техника боя косой как плетью была развита, в первую очередь, в Северо-Западной Корее (кор. «пакчхики») и граничащих с ней районах Китая. Напомним повесть китайского писателя Фэн Цзицая «Волшебный кнут» и одноименный китайский фильм.


Часть 2. ПАДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ И ЛЕТАЮЩИЕ ГИЛЬОТИНЫ
Эту группу оружия называют еще «оружием переменной длины». Дизайн его полностью противоположен дизайну плетки, жесткая боевая часть находится на конце «гибкого древка» — веревки или цепи. На втором конце может быть небольшая рукоятка или кольцо, но они не играют принципиальной роли. Оружие переменной длины хорошо тем, что им очень удобно регулировать дистанцию ведения боя, то выпуская веревку (цепь) из руки на полную длину, то собирая ее в кулак или накручивая на четыре пальца. Иногда, в очень ближнем бою, можно драться и наконечником, играющим роль ножа, кастета или
кистеня. Дистанция боя оружием переменной длины может доходить до нескольких метров, что значительно превышает дистанцию боя даже для самого длинного древкового оружия. При этом оно очень легко прячется в одежде.
С другой стороны, оружие переменной длины — это именно оружие боевых, а не военных искусств, оружие индивидуальное и рассчитанное на очень высокое мастерство. Овладеть им гораздо сложнее, чем любой модификацией плети.
Наконечник может быть трех основных типов: проникающего, рассчитанного на колющий, стреляющий, тычковый удар, ударного, рассчитанного на простой удар или оглушение противника наподобие работы боевой частью кистеня; цепляющего, где основной боевой частью являются загнутые шипы или крюки.
Стандартный вариант работы оружием переменной длины — это хват за рукоять или свободный конец левой рукой и манипуляции оружием правой. Правая рука направляет движение, регулирует длину активной боевой части. Левая сматывает ненужную в данный момент длину. Основная техника работы таким оружием — вращения, круги, восьмерки и стреляющие удары,
Пожалуй, самым типичным видом оружия этой группы является «шэнбяо» (кит. «веревочное копье»), часто демонстрирующееся в китайских фильмах по боевым искусствам. Длина веревки может быть от 1 чжана до 1 чжана 8 чи, то есть максимум до 5 м. Наконечником служит круглое или состоящее из пяти — семи граней острие. Длина его может быть различна. Шаолиньский вариант допускает длину 4 цуня 2 фэня, более стандартный 5—7 цуней. Современное веревочное копье имеет длину острия 10—14 см. На другом конце веревки может находиться короткая рукоять. Наконечник копья обычно снабжается кистью или султаном, назначение которого такое же, как у платка на конце девятизвенной плети — дезориентация противника и замедление движения конца. Вес
шэнбяо составляет около 300 г.
Похожим на шэнбяо оружием является «трехгранная стрелка». Здесь острием является трехгранный наконечник длиной в 6 цуней и весом в 9 лян, что составляет 360 г. Длина соединяющей веревки 10 м. Она заканчивается бамбуковой рукояткой длиной 4 цуня.
Веревочное копье может иметь острия и на обоих концах. В этом случае допускается вариант вращения обоими концами одновременно или использование зажатого в руке второго острия в ближнем бою в качестве кинжала.
Вообще же, в Китае существует несколько видов оружия, построенных по этому принципу. Было достаточно просто привязать нож к веревке и попробовать покрутить его так, чтобы, воткнувшись в противника, он мог бы вернуться обратно. Таким оружием например, является «летающий меч» (кит. «фэйцзянь»), представляющий собой обоюдоострый прямой кинжал с ярко выраженной гардой, развернутой в сторону острия или в сторону рукояти, которая крепится к веревке. Иногда к другому концу этого гибкого оружия привязывается гирька, тогда, держа кинжал в левой руке, можно пускать в ход ее, и фэйцзянь превращается в комбинированное оружие на манер кусаригамы. Правда, в Китае подобный тип оружия встречался очень редко по сравнению с обычными вариантами метательных ножей или стрелок.
Оружием сходной конструкции, но известным намного шире, был кекэцу сегэ — одно из приспособлений ниндзя, используемое и как оружие. Он представляет из себя кинжал с двумя лезвиями — одно прямое обоюдоострое, длиной около 20 см, другое, отходящее от него около рукояти, крюкообразное, загнутое вниз. Таким образом, кекэцу-сёгэ — это как бы расплющенный багор. Крюкообразное его лезвие может иметь различную форму и длину. Оно может быть коротким и выражено крюкообразным, а может равняться по длине прямому лезвию и формой походить на традиционный японский серп К рукояти
крепится примерно четырехметровая веревка из прочного конского волоса (иногда для утяжеления и предотвращения возможности перерубания первые 20—30 см гибкой части составляла тонкая цепь), заканчивающаяся широким кольцом или кольцеообразной шайбой.
Ниндзя использовали кекэцу-сегэ, в основном, как подручное средство, которое можно было забросить на стену или дерево и затем подтянуться по нему или наладить с его помощью какую-либо сложную переправу. Кольцо могло быть использовано для скольжения на нем вдоль веревки подобно карабину Карабкаясь по вертикальной поверхности, кекэцу-сёгэ использовали подобно альпенштоку или крюку. А если поверхность эта была достаточно податливой или имела щели, то можно было, воткнув в нее прямое острие, превратить это оружие в упор для ноги.
Многофункциональность кекэцу-сегэ проявилась и в использовании его в качестве оружия. На длинной дистанции он успешно конкурировал с копьем и алебардой, поскольку мог не только колоть, но и цеплять противника или резать его на круговых или сдергивающих движениях. В бою на ближней дистанции кинжалом можно было колоть, ловить оружие противника в вилку между двумя лезвиями, использовать крюкообразное лезвие как серп. При этом веревка служила еще и для блоков или захватов Наиболее типичные комбинированные приемы работы кекэцу-сегэ заключаются в том, чтобы, отведя и сдергивая кругообразным лезвием оружие или руку противника, затем провести тычок прямым лезвием; или поймав вражеское оружие в вилку между лезвиями, сделать шаг вперед и в сторону и захватить серпообразным лезвием шею противника.
Кёкэцу-сёгэ может быть складным, превращающемся в собранном виде в короткую палку, полая внутренность которой служит и хранилищем для цепи и веревки, и ножнами для выстреливающих на пружине лезвий. Однако, помимо обычных, портативных вариантов, встречаются и большие, чисто боевые варианты этого оружия с длиной кинжала до 40 см.
Иногда гибкое оружие с таким наконечником имеет интересный дизайн. Вот, например, «палка в виде драконьей головы» (кит. «лунтоуганьбан»). Ее длина 6 чи, рукоятка сделана в виде головы дракона и может служить ударной частью гибкого оружия. «Хвост» же этого дракона — граненое острие, подобное наконечнику копья. Гибкая часть достаточно толстая крученая веревка. На веревку можно было повесить не только нож, но и камень или гирьку. Так выглядит очень часто упоминающийся в китайской классике «молот—метеор» или «булава—падающая звезда» (кит. «люсинчуй»). Длина его колебалась от 9 чи
до 1 чжана 8 чи (шаолиньский вариант). Стандартной считалась длина в 1,5 чжана.
Молот на конце веревки мог иметь любую форму, характерную для типичного китайского молота на короткой рукояти — круглую или тыквообразную, грушевидную, шести- или восьмигранную. Иногда молот снабжался короткой рукоятью, и тогда им можно было драться и в ближнем бою.
Молоты могли укрепляться и на обеих сторонах веревки, длина которой, естественно, в этом случае сокращалась. Техника работы таким «парным молотом-метеором» была построена на разнообразных вращениях, проводимых с такой силой, что концы веревки должны были быть выпрямленными. Техника вращения с перехватами как одной, так и двумя руками, построена на базовых вращениях, единых как для шеста с утолщениями на концах, так и для трехсекционного цепа, хотя в случае с молотом от бойца требуется гораздо больше сноровки.
Разновидностью молота-метеора является и «волчезубый молот» (кит «лан'ачуй»), представляющий собой шар большего диаметра, усеянный шипами, на веревке. Брошенный с силой стреляющим ударом, он мог просто воткнуться в стенку или в противника.
Искусство работы молотом на веревке было известно и национальным меньшинствам Китая. Самый известный из их метательных молотов имеет цилиндрическую форму с Т-образным выступом в середине, к которому и крепится веревка.
В качестве семейного, экзотического оружия применялось и много иных вариантов оружия этой группы. Например, на короткой рукоятке укреплялось большое и широкое серпообразное лезвие. К рукоятке в торце крепилась цепь
длиной до одного метра, тоже заканчивающаяся тяжелой рукоятью, которая могла выполнять роль гирьки. Такое оружие или держали за обе рукоятки, используя как его лезвие, так и натянутую между руками цепь, так и за дальнюю рукоять, размахивая этим страшным лезвием. Другим вариантом подобного оружия, рассчитанного также на устрашение, может служить «летающая гильотина». Это было широкое металлическое кольцо, к которому изнутри по всей окружности крепились острые лезвия, обычно треугольной формы.
К основной веревке она крепилась двумя концами, расположенными друг против друга. Гильотину бросали так, чтобы она села на шею противника. При сдергивающем движении на себя голова его срезалась. Некоторые варианты такой гильотины имеют лезвия и на наружной стороне кольца, чтобы можно было нанести противнику повреждения, даже просто задев его. Иногда на гильотину сверху крепилась матерчатая накладка, превращавшая ее в «смертоносный мешок», падающий на голову противника и слетающий вместе с ней.
Два шара, соединенные между собой веревкой или ремнем, используемые как оружие, встречались не только в Китае. Это и латиноамериканское «боло», которым можно было не только запутывать ноги лошадям (кстати, «падающую звезду» тоже часто метали с этой целью, хотя опутать и оглушить при этом можно было не только лошадь, но и всадника), и филиппинская «йойо», тоже веревка с двумя шарами на концах
Длинная веревка или цепь с грузилом на одном конце заменяла на Дальнем Востоке и аркан. В Корее и Японии его почти не знали, в Китае же он известен был и на каком-то этапе даже входил в число восемнадцати классических видов оружия. Длиной он был в 1,5 или 2 чжана, понимали под ним очень часто нестандартный вариант аркана со скользящей петлей, а веревку с широкой петлей на конце, завязанной тугим, фиксированным узлом. Такой аркан не затягивайся, а лишь набрасывался.
Широко известно на Дальнем Востоке было и грузило с разнообразными видами крюков. «Кагинава», используемая ниндзя, представляет собой обычный якорек или трех-четырехлапую «кошку» на длинной веревке. Служила она, в основном, для подсобных нужд, а как оружие могла гораздо легче захлестнуть противника, чем веревка с обыкновенной гирькой, и нанести ему повреждения еще и крюками.
Китайский «летающий крюк» (кит. «фэйгоу») имел более короткую веревку и использовался только как оружие. К небольшой, длиной в 4 цуня, четырехпалой «кошке» крепилась тяжелая цепь, небольшой длины, а затем — обычная веревка. Боевой частью служила цепь с «кошкой», а веревка играла роль гибкого древка. Работали им как своеобразным кистенем.
Другой вариант боевого крюка — «крюк драконьих усов» имел У-образную форму и был снабжен множеством мелких шипов, которые предохраняли боевую часть от захвата.
С «кошками» успешно конкурировали разнообразные «драконьи» или «тигриные» когти (кит «чжуа»). Крепились они веерообразно, так, что выглядели, как когтистая лапа, занесенная для атаки Длина их веревки могла доходить до десяти метров. Некоторые виды таких «когтей» даже относились к тайному или секретному оружию. Конструкция их была такова, что при сдергивающем движении подобная «лапа» сжималась, и ее хватка становилась мертвой.
Наиболее известен тот вариант этого оружия, где когти находятся на обоих концах веревки или цепи и снабжены еще одной веревкой, дергание за которую заставляет их сгибаться.
Еще одно похожее на когти оружие называлось «чжа». В нем пять или шесть когтей расположены по окружности на манер вертушки или свастики. Не исключена возможность, что и их конструкция позволяла «сводить когти». Дизайн «чжа» напоминал когти дракона или цветок сливы.
Гибкое оружие могло быть парным и представлять собой две цепи сравнительно небольшой длины с короткими рукоятками на одном конце и экзотического вида грузом на другой. Грузом таким могли быть, к примеру, оленьи рога или человеческая ладонь, сделанная из металла. Не знаю, каков был поражающий эффект ее «пощечины», но оружие это было сугубо индивидуальным.
Гибкое оружие выделялось как специальный класс не только в Китае, но и в Индии. В ее северо-западных регионах существовало направление техники боя с оружием, называемое «минхати». Это было вращение над головой разнообразного гибкого оружия, не дающее подойти близко к бойцу. На конце цепи мог быть и горящий хлопковый шар, и клетка с горящими углями.
В современных условиях подобным оружием может служить и солдатский ремень (особенно, если в его бляху заливается свинец, а ее кромка затачивается), и даже такая вроде бы безобидная вещь, как кусок хозяйственного мыла в полиэтиленовом пакете или носке.

Часть 3. ВСЕСИЛЬНАЯ ЦЕПЬ
Последняя группа гибкого оружия — та, где основной боевой частью является не короткая рукоятка или грузик на одном или обоих концах, а сама цепь или веревка. У оружия этой группы отсутствует специально выделенная боевая часть, как у двух предыдущих. Можно, держа это оружие за один конец, наносить удары другим, можно захватывать или блокировать всем его телом, можно, сложив оружие вдвое, сократить дистанцию и увеличить силу удара, а потом, освободив один конец, резко увеличить ее. Веревка или цепь может служить удавкой или средством связывания или захлестывания, запутывания и обездвиживания врага и его оружия.
Если оружие переменной длины было особенно распространено в Китае, то веревки и цепи были более распространены на Окинаве и в Японии. Длинная и тонкая веревка из конского волоса с маленьким грузилом на конце — «мусубинава» использовалась ниндзя не только для опутывания противника, но и для создания разнообразных ловушек. Другой вариант веревки — «тори-нава» — оружие самураев или полицейских. Она была короче мусубинава, имела длину около четырех метров и маленькое грузило на конце. Такой же
длины была и японская боевая цепь «кусари».
Грузило на конце веревки или (реже) цепи обычно имело коническую форму и служило просто точкой приложения удара, придавало ускорение брошенной веревке и не давало ей сматываться. Им можно было оглушить противника — именно поэтому это оружие так часто использовала японская полиция, целью которой было взять преследуемого живым. Лишь иногда в 10—20-ти сантиметрах от конца цепи укреплялся острый шип. Он срабатывал при атаке рук противника, заставляя его от острой боли выпустить оружие.
Более короткий вариант цепи был разработан, по преданию, Масаки Тосимицу, начальником охраны центральных ворот Эдо в XVII веке. Стремясь исключить возможность длительного вооруженного конфликта на вверенной ему территории и рассудив, что в узком проеме ворот или коридорах надвратной башни короткая цепь более эффективна, чем длинный меч, он разработал укороченный вариант цепи, имеющий на каждом конце металлическую рукоятку конусообразной формы.
Названная своим создателем «всемильной цепью» (яп. «манрики-гусари»), эта укороченная цепь имела длину до одного метра, но, как правило, подбиралась индивидуально, так, чтобы она могла покоиться на талии владельца, зажимавшего в соприкасающихся на животе кулаках ее рукояти. При таком положении цепи почти не видно — ее закрывают кулаки и предплечья, но неуловимого движения с легким разворотом корпуса хватает, чтобы, выпустив один ее конец, оглушить и обезоружить жертву в минимум времени и с минимальным шумом. Весила она всего лишь 0,5 кг.
В окинавском кобудо тоже было оружие, аналогичное кусари или торинава.
В отличие от собственно японских цепей или веревок, окинавские имели грузила на обоих концах. Длинная (яп. «нага сурутин» или «те сурутин») имела в длину 3 метра, короткая (яп. «тан сурутин») — 1,5 метра. Короткая цепь с рукоятками с обеих сторон называлась «фундо». «Кусари-фундо» имела длину 50 см, «хосо- фундо» — 70 см с меньшими размерами рукоятей и звеньев цепочки. Кусари- фундо и манрики-гусари внешне очень похожи и потому их часто путают.
Техника работы короткой цепью может быть трех основных типов. Первый построен на перехватах и круговых движениях, принцип исполнения которых един и для короткой палки, и для нунтяку, и для такой цепи. Естественно, что по сравнению с нунтяку или палкой цепь имеет более сильный удар и огибает жесткую защиту. Вторая группа техник построена на опутывании и завязывании противника цепью. Например, растянутой двумя руками цепью накрывают руку противника, затем кругообразным движением правой руки ее фиксируют в образовавшейся петле, заходят за противника и оставшимся концом цепи
охватывают его шею, к которой притягивается уже опутанная рука. Делается все это практически в одно движение. Можно, поставив жесткий блок натянутой
цепью, резко ударить по руке противника «зачерпывающим» движением, причиняющим резкую боль и позволяющим затем легко его опутать. Третья группа техник построена на базовых движениях карате — блоках и ударах. При этом зажатая в кулаке рукоять увеличивает силу его удара и позволяет бить концами рукояти как пестом. Цепь же практически не стесняет движений и служит как бы дополнительным подвижным протектором, постоянно меняющим свое положение, ибо при этом она остается постоянно натянутой перед корпусом.
Похожим оружием может стать и сложенный вдвое пояс, техника работы с которым очень хорошо развита в дзю-дзюцу и возникших на его основе направлениях боевых искусств, в том числе — в корейском хапкидо. При ударе ногой снизу мастер хапкидо успевает не только заблокировать удар, но и набросить петлю на ногу противника и повергнуть его наземь резким рывком.
Другой прием работы с поясом — преграждающий, стреляющий удар на манер «сбивания мухи полотенцем». В основном же, техника работы поясом близка к уже описанной работе короткой цепью.
Кстати, о полотенце. И оно может служить оружием, являясь табельным средством самообороны одного из вьетнамских боевых искусств, где оно употреблялось как в обычном своем виде, так и с узлом, завязанным на одном конце. А в пионерских наших лагерях дети очень любят сворачивать из полотенец так называемую «морковку», превращая его в подобие хлыста.
В китайских и корейских боевых искусствах для обезоруживания, удушения или связывания противника очень часто применялись длинные монашеские четки. Они фигурируют и как классическое оружие шаолиньских стилей, и как средство самообороны в таком интересном боевом искусстве Кореи, как хёльдо.
Там захват рук противника постепенно переходит в бросок, дополненный точечным ударом пожизненно важным точкам.
Средством удушения мог служить и шарф. Его тонкий матерчатый вариант «румаль» был тотемным оружием индийских тхагов, известной секты душителей, почитателей богини Кали. Приемы удушения были достаточно разнообразны, но все сводились к тому, чтобы, накинув петлю сзади на шею жертвы, задушить ее, разводя руки, держащие концы шарфа, в стороны и вверх и одновременно упираясь ступней или коленом в спину жертвы.
Узкий и длинный шарф или ленту длиной до двух метров использовали как оружие и в Китае. Среди шаолиньских комплексов работы с подсобными предметами наряду с тапочками, пиалами или мухобойками, фигурирует и комплекс с лентой, концы которой служат для дезориентации противника или хлещущих ударов по глазам или рукам, заставляющих человека отшатываться.
Современным вариантом боевой веревки или цепи часто служит струна (реже — нейлоновая леска), которая не только опутывает или душит, но и с силой врезается в кожу и может даже ее прорезать. Струна с Т-образными рукоятками на концах и напыленной на нее алмазной крошкой служит в медицине  хирургической пилой, способной за 10 секунд перепилить берцовую кость (пила Джигли), в армии же ею пользуются для «снятия» часовых солдаты спецконтингента.
Используемая вместо удавки, пила Джигли может просто срезать голову противника. Во время войны во Вьетнаме струну в качестве ловушки использовали партизаны, натягивая ее между деревьями на такой высоте, чтобы низенький вьетнамец спокойно пробегал под ней, а гонящийся за ним высокий американец с разбегу ударялся о нее горлом. Вообще же такая струна или проволока — хорошее средство борьбы с всадниками или мотоциклистами.
Струна с гирькой на конце (особенно — от бас-гитары или от контрабаса) часто используется в уличных драках и является достаточно грозным оружием. Даже при захлестывающем ударе по ватнику, который такая струна не прорезает, на руке или спине в месте удара может лопнуть кожа. В определенных кругах этот инструмент известен под названием «ухорезка», поскольку при неудачном ударе гирькой в голову прилегающий к ней частью струны можно срезать ухо. Обычно гирьки в виде шариков от подшипников припаиваются к струне с обеих сторон. Почти кусари-фундо.
Завершая разговор о боевых свойствах цепей и веревок, хочется хотя бы несколько слов сказать о японском искусстве связывания «ходзе-дзюцу». Еще до второй мировой войны японская полиция владела им в совершенстве. Длинный шнур обвязывал человека так, что он не мог пошевелиться. Он заменял одновременно и наручники, и удавку, и ножные кандалы. Есть, например, техника связывания вместе больших пальцев рук и ног. Но в этом случае веревка уже не служит собственно оружием, а вспомогательным средством.

Часть 4. Примеры приёмов работы с гибким оружием
Приемы работы девятизвенной плетью (Рис. 1—30).
Приемы работы парной девятизвенной плетью (Рис. 31—42).
Приемы работы сочетанием меча дио и девятизвенной плети (Рис. 43—54).
Китай. Техника работы гжаонеаньской плетью (Рис. 55—82).
Комплекс с двусторонним молотом-метеором (Рис. 83—121).




















Источник <http://www.vipv.ru/iskusstvo-fekhtovaniia/gibkoe-oruzhie>


"Я постигал общие принципы бокса и глубоко размышлял над своим опытом" (Сунь Лу-тан, "Тай Цзи Цюань Сюэ"; 1919).

Неактивен(вна)

 

#7 01-01-2016 15:47:16

SlavvaM
Приходящий
Зарегистрирован: 07-12-2009
Сообщений: 95

Re: Одиночный хлыст

Смысл действия правой рукой-крюком в следующем фильме KUNG FU QUEST 2 - NORTHERN & SOUTHERN PRAYING MANTIS EP 4 (ENG SUB):

https://www.youtube.com/watch?v=rhvZjvTZeUE

Смотрите, как Юй Хай показывает на 40 минуте фильма применение некоторых движений комплекса. Это тоже можно интерпретировать как "Одиночный хлыст". Во всяком случае эти комментарии многое объяснят в смысле этой формы Тацзи.

Отредактировано SlavvaM (01-01-2016 15:50:55)


"Я постигал общие принципы бокса и глубоко размышлял над своим опытом" (Сунь Лу-тан, "Тай Цзи Цюань Сюэ"; 1919).

Неактивен(вна)

 

#8 04-03-2016 22:52:00

SlavvaM
Приходящий
Зарегистрирован: 07-12-2009
Сообщений: 95

Re: Одиночный хлыст

Вот моя краткая концепция одиночного хлыста:

https://www.facebook.com/slavvam/videos … processed#


"Я постигал общие принципы бокса и глубоко размышлял над своим опытом" (Сунь Лу-тан, "Тай Цзи Цюань Сюэ"; 1919).

Неактивен(вна)

 

#9 13-04-2016 18:42:44

SlavvaM
Приходящий
Зарегистрирован: 07-12-2009
Сообщений: 95

Re: Одиночный хлыст

Это из книжки на русском, которую переводил Березнюк о Пигуацюань:
"Обе руки в пигуа должны иметь «бяньцзы цзинь»; плеть хоть и мягкая, но у нее очень сильный удар. «Лента плети — это поясница, кончик плети — руки, рукоятка — две стопы». Поясница — ось человеческого тела, сила кулаков должна исходить из поясницы. Поясница ведет движения четырех конечностей. Поясница двинулась — выброс силы большой, сила наполненная. Движения четырех конечностей ведутся поясницей, когда говорят «извилистое змеиное движение», то это и есть внешний образ выброса силы из поясницы. Нужно стремиться к тому, чтобы сила изливалась из поясницы не оставляя следов, сила всего тела была неразрывна, то есть сила всего тела втекала бы в кисти и стопы; нужно иметь целостное ощущение тела, именно эта мысль заключена в высказывании «в подъеме руки — сила всего тела".

Это тот же текст из оригинальной книжки на китайском:
臂 劈 挂 要 有 “ 鞭 子 劲 ” , 鞭 子 虽 轻 但 击 打 作 用 很 大 。
“ 鞭 杆 就 是 腰 , 鞭 梢 即 是 手 , 鞭 把 是 两 脚 。 ” 全 身 各 部 要 随 拳
势 而 动 , 协 调 一 致 , 腰 、 肩 、 肘 , 胯 、 足 皆 随 拳 疾 出 。
腰 是 人 体 的 枢 纽 , 比 拳 劲 要 由 腰 发 。 以 腰 为 主 带 动 四
肢 。 腰 动 刑 发 力 大 , 劲 力 充 实 。 四 肢 动 作 以 腰 带 动 , 使 腰 经
常 处 于 旋 拧 伸 缩 运 动 之 中 , 所 谓 “ 婉 挺 蛇 行 ” 正 是 劲 由 腰 发 的
外 在 表 现 。 要 做 到 劲 发 于 腰 不 留 痕 迹 , 全 身 一 劲 不 可 脱 节 ,
即 将 周 身 之 劲 贯 注 于 手 头 脚 头 , 就 要 有 整 体 感 “ 一 举 手 则 全
身 之 力 ” , 就 是 这 个 意 思 。

Это дает понимание работы в Пигуа цюань. Но имеет отношение к форме Даньбянь, так как, я считаю, что эта форма происходит из работы плетью Пигуа. Если вы попробуете применять Одиночный хлыст, то увидите, что надо бить, как в Пигуа.

Отредактировано SlavvaM (13-04-2016 18:45:31)


"Я постигал общие принципы бокса и глубоко размышлял над своим опытом" (Сунь Лу-тан, "Тай Цзи Цюань Сюэ"; 1919).

Неактивен(вна)

 

Низ страницы

design: samovarchik.info