БОЕВЫЕ ИСКУССТВА и оздоровительные системы

Единоборства востока и запада, гимнастика, фитнес и другие системы здоровья на martialarts.org.ru

  • Форумы
  •  » УШУ
  •  » Анализ форм "Игра на лютне и "Поднять руки в верхнее положение"

#1 24-06-2015 20:30:58

SlavvaM
Приходящий
Зарегистрирован: 07-12-2009
Сообщений: 95

Анализ форм "Игра на лютне и "Поднять руки в верхнее положение"

Также, незаконченный перевод, к которому мне уже не вернуться. Интерессно.

提手上势
       所谓“提手上势”之“提手”,是一种“着法”,“手”即“法”之义。如“揽雀尾”一式,可分为“掤手、捋手、挤手、按手”等,所以,提手即为提法,是太极拳“掤捋挤按,採挒肘靠,抹钩拂拨,开合提担”等九十六法中之重要“着法”之一。其用法犹如两手合抱地向上提起,状如提物,故名。
 
“提手上势”的定式外形势姿与“手挥琵琶”近似,而左右方向相反。但就技击劲别实质内容而言,则差异甚大。提手上势用的主要劲别是合劲、提劲和搓劲。

而“手挥琵琶”势用的主要劲别是缠绕劲、穿化劲,以及採挒、剪托之劲。劲别的不同,就决定了其技法的不同及中途动作的不同。有的拳家未作深究,不明所以,把“提手上势”仅看作“虚回含化”而否定它的“提搓合劲”。

更有把“提手上势”视作“右手挥琵琶”或“右手挥琵琶的组合”。这是不应有的错误。两者之所以冠以不同的名称,是由于两势从动作形式到技击劲别内容都有较大的区别,否则按一名可矣。但从其相似的定式来看,两者都类同于松溪征南派之《内家八桩》之“龙桩”,两手侧掌,一长一短,一前一后,一伸一屈,侧置于身侧左或右的同一,前后遥遥相对,互相呼应。两眼透过长手的食指极目凝视,眼与长手的食指尖等高。此式即为古代拳术中最常用的以静御动的“格斗势”,一名“长短手”。

在防守上含有“静观待变(jìngguān dāibiàn),以静伺机(yǐ jìng sìjī)”和“长以卫短,短以救长”,以进为退,以退为进的意义。这里的静是一种自然的静态或静象,而不是一种“死静”和“死寂”。即“静中触动动犹静”。要求神志清逸,头脑冷静,善待机势。静中要寓预动之势,守中须寓攻击之意。劲营体内,力奋骸外。前手主守,主掩护;后手主攻,主突击。换言之,短手随时可以乘隙而进击。《沈子拳法》方略篇“急著前去,补手相承;隐着埋伏,出奇制胜”句,可形象地描述其作用和意义。如果要说“提手上势”与“手挥琵琶”有什么共同点的话,或许就是这一点。
手挥琵琶
     “手挥琵琶”势,顾名思义,拳势系模拟取名,侧身虚步,两膊相系,前后手参差成合抱之势,如怀抱琵琶,后手指斜向上,置前手肘凹处,护中节,恰似挥拨琴弦,故名。
     《全体大用诀》(见沈寿点校之《太极拳谱》207页)中说:“手挥琵琶穿化精”。沈子《太极拳体用全诀》说“手挥琵琶主採挒 ,穿绕沾化借他力”。都明确的说明,“手挥琵琶”势采用主要劲别是“缠绕劲、穿化劲,以及採挒、剪托之劲”。再从拳势采用的不大不小、前虚后实的虚步之步型来看,来势是蓄势待变,以守为主,守中有攻的拳势。《全体大用诀》又说:“回身提手把着封”,沈子《太极拳体用全诀》也说:“提手上势合着封,敌若抽身进身挤。”说明了“提手上势”是以“封”为主,也是蓄势待发,以守为主,守中有攻的拳势。这是它们的共同之处。加上二式具有相似的身法和步型步法,都属于内家八桩中的“龙桩”,稍加变化,即可互变。但互变并不说明可以等同和混淆。这是因为二势之劲别及实质内容有甚大差异。上文“提手上势”中已有说明。可见二势具有对立统一之特点。


Ти шоу шан ши.
Так называемая форма "Ти Шоу Шан Ши" (поднять руки в верхнее положение) является одним из "приемов", где "рука" имеет значение "способ". К примеру, форма "ухватить воробья за хвост" может быть разделена на "пэн шоу", "лю шоу", "цзи шоу" и "ань шоу". Поэтому   "Ти Шоу" - это способ Ти (поднимания), и является одним из важных приемов (технических действий) в 96 способах, таких как "пэн лю цзи ань, цай ле чжоу као, мо гоу фо бо, кай хэ ти дань" и так далее. А способ применения в том, что руки обхватывая поднимаются вверх, будто поднимают что-то. Отсюда и название.

Внешнее статическое положение формы  "Ти Шоу Шан Ши" схоже с формой "Шоу Хуи Пи Па", разница только в правой и левой стороне. Но если говорить о сути внутреннего содержания атакующих усилий, то разница огромная.  Главный тип усилий в  форме "Ти Шоу Шан Ши" - это "хэ цзинь" (закрытие), "ти цзинь" (поднимание) и "цо цзинь" (трение). А в форме "Шоу Хуи Пи Па" - это "чань жао" (обматывание, скручивание, возможно, в смысле сковывания, связывания, запутывания), "чуань хуа" (пронизание и нейтрализация), а также "цай лие" (срывание и схватывание) и "цзянь то" (срезание и подпирание). Виды "цзинь" не одинаковы, поэтому разнятся принятые технические приемы и ход движений. Те боксеры, которые не провели глубоких исследований, не выявили для себя суть, рассматривают "ти шой шан ши" как "сю хуи хань хуа" (возврат в пустоту и нейтрализацию), а также отрицают наличие усилий "поднимания", "трения" и "закрытия".
Более того, есть те, кто считает "ти шой шан ши" праворукой "шой хуи пи па" или комбинацией праворукой "шой хуи пи па". Эта ошибка которой не должно быть. Причина, по которой обе формы получили неодинаковое название в том, что у них есть большие различия начиная от образа движений вплоть до содержания атакующих усилий.  А иначе можно было назвать их одинаково. Но если говорить о схожести их статичного положения, то они аналогичны "лун чжуан" (столб дракона), упомянутому в "ней цзя ба чжуан" - "восемь столбов внутренней школы" (направление Сун Си Чжэн Нань Пай см.\инф. http://wushu.dp.ua/napravleniya/stili-u … sunsi.html). У обоих рук раскрыты ребра ладони, одна длинная - другая короткая, одна впереди - другая сзади, одна вытянута - другая согнута; впереди правая или левая сторона - все равно; верх и низ друг против друга, действуют согласованно. Взгляд направлен через указаткельный палец впереди стоящей руки. Глаза (взгляд) и указательный палец на одном уровне. Эта форма является самой часто применяемой в кулачном искусстве древних времен, - "боевой формой", в которой покой управляет движением, которая имеет название "короткая и длинная рука".

В обороне есть выражение "спокойно созерцая, ожидаем изменений; в покое ожидаем удобного случая", а также - "длинное, чтобы защититься от короткого; короткое, чтобы избавиться от длинного", которые несут в себе смысл - пойти в атаку, чтобы скрыть намерение к отступлению, и отступить, чтобы перейти в наступление. В данном случае, "покой" - это вид естественного статичного состояния или состояния покоя, но не "мертвя тишина" или "...". Это как раз то, о чем говорится: "в покое возбуждаем движение, а движение словно покой". Следует стремиться к спокойному сознанию, холодному рассудку и ожиданию удобного момента. Смысл в том, что в покое таится поза заблаговременного действия, в ожидании скрыта атака. Усилия "цзинь" управляют внутри организма, а сила "ли" поднимается во вне. Впереди стоящая рука защищает и прикрывает, а позади стоящая рука бьет и внезапно атакует. Иными словами, короткая рука в любое время может воспользоваться случаем и атаковать. "Шеньцзы цюаньфа", глава о тактике - фраза "перед очевидной атакой необходимо отступать, использовать (в поединке) обе руки; прятаться в засаде и одерживать верх неожиданными атаками" очень образно описывает роль и смысл (стратегии поединка).

Источник <http://bkrs.info/taolun/thread-3285-post-33636.html#pid33636>

Если потребуется сказать о том, есть ли что-то общее между формами "ти шоу шан ши" и "шоу хуи пи па", то, пожалуй,  сказать нужно будет именно это.

Шоу хуи пи па.
Название формы "шоу хуи пи па" соответствует ее смыслу. Форма получила свое название по аналогии. Боковая "сю бу", руки друг против друга, - передняя и задняя формируют положение "обхвата" ; если обхватить лютню, то пальцы задней руки смотрят диагонально вверх и расположены напротив локтевой впадины впереди стоящей руки, защищают центральную линию, словно играют на струнах - вот почему такое название.

В "цюань ти да юн цзюе" (см. стр.207 "тай цзи цюань пу") сказано так: "суть игры на лютне в пронзании и нейтрализации". Нун Цзы говорит в "тай цзи цюань тиюн цюань цзюе": "главное в игре на лютне - это цай и лие; пронзание, заворачивание, прилипание и нейтрализация - все эти силы также есть в форме". Все это ясно дает понять, что главными усилиями, которые используются в форме "шоу хуи пи па" являются "чань жао" - скручивание, "чуань хуа" - пронзание и нейтрализация, а также "цай лие" - срывание и разделение, "цзянь то" - срезание и подпирание. Исходя из используемой в форме позиции, когда в средней "сю бу" одна нога пустая, другая полная, понятно, что это ожидающая и изменяющая позиция собирания (сю ши), где главное - это защита, но в защите есть нападение.
В "цюань ти да юн цзюе" также сказано: "поворачиваем тело, поднимаем руки, крепко сжимаем сверток". Нун Цзы также говорит в "тай цзи цюань тиюн цюань цзюе": "ти шоу шан ши складывает сверток, поэтому поворачиваем корпус, двигаемся вперед  и надавливаем". Очевидно, что в форме "ти шоу шан ши" ключевым является иероглиф "фэн" (запечатывать (письмо); закрывать; блокировать), а также


"Я постигал общие принципы бокса и глубоко размышлял над своим опытом" (Сунь Лу-тан, "Тай Цзи Цюань Сюэ"; 1919).

Неактивен(вна)

 

#2 25-06-2015 07:29:55

SlavvaM
Приходящий
Зарегистрирован: 07-12-2009
Сообщений: 95

Re: Анализ форм "Игра на лютне и "Поднять руки в верхнее положение"

Вот текст на китайском - подборка описания формы и применения разными авторами. Может кто переведет?

杨式太极拳名家实战用法--提手上式
提手上式实战用法(口诀:回身提手把着封)

1、杨澄甫:

拳之打法不一,如甲单鞭式,如乙持左拳以直打来,甲含胸双手往一处合劲,放在乙左膊上,往前下方沉打,将乙打倒坐地上。此即提手用法也。提手用法有二:提上打、沉下打皆可也。

Способы удара в Цюань различны. Например А выполняет форму Дань Бянь, а Б наносит прямой удар левым кулаком. А втягивает грудь и обе руки сходятся вместе,  располагаясь в области левого предплечья Б, опуская вперед и вниз и повергая Б на землю. Это является применением поднимающейся руки. У поднимающейся руки есть два способа применения: поднять вверх и опустить вниз - все приемлемо.

2、杨振铭:

由单鞭式,设敌人以左脚在前自我右侧用左拳击我腹部,我即含胸,转左足尖坐实,右脚提起,踏前半步,足跟落地,用右手从下往上搭在敌人左肘上,左手放在自己右腕内侧,同时右脚上前半步弓实,两手用一合劲挤出。

如敌人起身,向前弓腿用右拳向我头部用横劲击来,我急抬起左手,向左掤住敌腕内侧,右手握拳,拳心向上用沉劲向敌人胸部击去,此变法也。

3、杨振基:

《太极拳体用全书》述提手上式用法是:对方自右侧击来,我向右转峰,两手互相往里提合,是一合劲,两腕提至与对方的腕、肘相含接。

用提手法时身不能太斜向,身斜了会将左手往后拉,左右手合不上劲,管不住对方的腕肘。两手不能低,低了不能形成松肩垂肘、含胸拔背的身体态势。

合手不能坐腕立掌,如坐腕立掌,劲会散向,不能形成左右相合的劲。

提手上式变招灵活,左手可变掤手应敌,左右手可变挤手挤出,也可变捋,一切均以静待动,因敌变化。

意念和劲点在两掌心。

4、杨振铎:

设对方以左掌向我右侧击来,我即由左向右转体,带动左脚向里扣,面向对方,坐实左腿;并将右脚提 起向前伸出,速以我之右臂置对方左肘上方,左手接其腕部,同时将两手相互往里提合,用合劲撅其肘部,在其两手一向里、一向外的合击下,彼即失去自制。

如果对方反应比较快,当察觉自己左臂将被制之前,速以含胸、坠肘意欲走脱,我亦可顺势将右手腕向内翻转,变掌心侧向上,并以左手搭于肘腕之间,掌心向外,成挤势,将对方挤出。

5、牛春明:

此式为掤、捋、挤、开、采、按等多种劲之变化,用法较多,要看对方来势,全靠运用灵活。

对方用右手下按我的右腕,我则随其劲往下松,以左手分其右手,腾出右手,由下往上提为提劲。所以此式主要用法是提劲用合劲。

6、李雅轩传授 陈龙骧 李敏北:

假定对方以右拳或掌向我胸部击来,我即以左手回挂来手,随以右勾手变掌,以腕背提击其面部。

7、郑曼青传授 黄性贤:

用法(1)对方用左手击来,我左手采抓对方左手,右手闪击对方面部;

用法(2)对方击来,可先用右小臂向左往后下捋,再用右小臂向前挤,同时起右脚踢对方小腿迎面骨;

用法(3)两手随合随按对方来势,同时用右足踢其裆部。

8、崔毅士传授 崔仲三:

用法(1)对方用双手合按我双臂时,我即用动作手法将对方来力化解,使其足跟拔起失去重心,趁对方回收之时,我顺势进击。

用法(2)对方右拳进击,我以左手分其右手,反手捋其腕或前臂,右掌附其臂膀,微向下松沉,趁对方回抽之时,由下向上以提劲将对方破解。

9、董英杰传授 董虎岭:

接单鞭式,对方正面用左手直捶打来,我双手往内合,右手在前,扶住其肘,左手在后扶其腕,同时右脚提起,置于左脚前,加强合劲。双手保持合劲,将对方提起,使其脚跟离地。

Источник <http://www.wdgf.com/html/201102/1703/>


"Я постигал общие принципы бокса и глубоко размышлял над своим опытом" (Сунь Лу-тан, "Тай Цзи Цюань Сюэ"; 1919).

Неактивен(вна)

 
  • Форумы
  •  » УШУ
  •  » Анализ форм "Игра на лютне и "Поднять руки в верхнее положение"

Низ страницы

design: samovarchik.info