Единоборства востока и запада, гимнастика, фитнес и другие системы здоровья на martialarts.org.ru
Несколько лет назад первый раз увидел видео по Чо Цзяо (это был вот это сюжет https://www.youtube.com/watch?v=OQ4-70KEQtk). Сильно впечатлило. Потом увидел что такое Ба Цзи (вот этот сюжет https://www.youtube.com/watch?v=j59yUkFyeDo). Что меня впечатлило еще больше! Потом увидел еще несколько сюжетов - https://www.youtube.com/watch?v=1QGGQA2WTBI (это Ань Цзяньчюй), https://www.youtube.com/watch?v=VqrzDGbIU-0 (Пекинский клуб Ба Цзи)... Потом увидел Хун Чжитяня - ФаньЦзы ЧоЦзяо из Пекина (https://www.youtube.com/watch?v=9gdnIP6dakA)... И пошло, и наложилось на мой опыт... Стала наполнятся информацией какая-то незаполненная ниша в моем сознании, где становилось понятным, - что такое китайский бокс, как он должен выглядеть; как, на самом деле, и что, надо тренировать.
И вот, недавно узнал, что Ма Фэнту (о котором слышал я и раньше) положил основание собственной системе, куда вошли ПиГуа, БаЦзи, ЧоЦзяо, ФаньЦзы, ТунБэй, ТанЛан... Точнее, не вошли, а что-то было взято из этих систем и переработано... Вероятно, методология, подход к выработке усилий... И сегодня существует такая система - Ма Ши Тун Бэй Уи (马氏通背武艺). Ее представители - Ма Юэ (сын Ма Сянда, - сына Ма Фэнту), с одной стороны, и Го Найхуэй (зять Ма Иньда), который начал тренироваться в семье с 1979.
Узнал, что в Москве есть официальный представитель семьи Ма - Королев Николай. Его ученик - Горбылев Алексей. Но, в то же время, есть другая группа учеников мастера Го Найхуэя, которая также осуществляет деятельность по развитию МаШиТунБэй в России - это Сергей Баринов и его соратники. Связавшись и с теми и с другими, я стал вникать в суть стиля. Случилось так, что Сергей Баринов стал мне объяснять систему, показывать базовую работу... Так я начал входить во врата Нравится сильно
Неактивен(вна)
Вот статья из инета о Пигуа, а точнее о Маши ТунБэй.
Пигуа цюань - входит в число самых древних из существующих в настоящее время стилей Ушу. Полное название Тунбэй Пигуа цюань.
Живший в XVI веке полководец Ци Цзигуан включил некоторые приемы Пигуа цюань в рекомендуемый им для армии набор приемов рукопашного боя, в трактате «Новая книга записей о достижениях». Здесь мы видим — одно из древнейших упоминаний о стиле.
Позже стиль распространился в провинции Хэбей и в других местах. При этом из-за того, что в названиях ряда школ других стилей в качестве второго иероглифа использовались другие с таким же произношением («бэй»), но с другим значением («спина» либо «рука»), до сих пор многие авторы путают многочисленные стили с названием «Тунбэй цюань».
Пигуа цюань первоначально являлся таким стилем, где предпочитали бой на дальней дистанции. Однако многие занимавшиеся Тунбэй Пигуа цюань параллельно изучали комплексы Бацзи цюань, чтобы повысить свое мастерство в ближнем бою. Приемы Бацзи цюань при этом немного переделывались, чтобы можно было использовать методы применения силы, принятые в Пигуа цюань. В результате к концу XIX века Тунбэй цюань уже сочетал в себе методы боя как на длинной, так и на короткой дистанции.
В 1911 г. при участии мастеров Тунбэй цюань Ли Шувэня и Ма Фэнту в Тяньцзине было открыто «Чжунхуа уши хуэй» («Общество китайских бойцов»). Одним из преподававшихся там стилей был именно Тунбэй цюань. С этого момента началось бурное распространение системы.
Братья Ма несколько лет распространяли стиль в Маньчжурии, потом Ма Инту стал преподавателем рукопашного боя в армии генерала Фэн Юйсяна (также называемой Северо-Западной армией), участвовал в основании Институтов гошу в северо-западных китайских провинциях Ганьсу, Шэньси и Цинхай. Его старший брат Ма Фэнту преподавал в действовавшем в Нанкине (тогдашней столице Китая) Центральном институте гошу, выпускники этого института уезжали после окончания обучения в самые отдаленные уголки Китая.
Название стиля происходит от двух основных технических действий: «пи» — это рубящее движение прямой рукой сверху вниз, «гуа» — ударное движение прямой рукой снизу вверх (буквально переводится как «висеть»). Основные приемы в «кулаке рубки и подвешивания» — это рубящие удары прямыми руками сверху вниз, снизу вверх, сметающие движения в горизонтальной плоскости, а также прямые пробивающие удары кулаками, ладонями или пронизывающие удары пальцами.
В Тунбэй Пигуа цюань боец все время движется, движением поясницы порождая движение всего корпуса, а через него — выхлесты рук. В этом стиле используют «накатывающуюся» силу, движения рук подобны накатывающемуся на противника колесу. Прежде, чем атаковать корпус или голову, боец Пигуа сбивает защиту противника; благодаря «колесообразности» движений все это проделывается одним движением: пока ноги несут тело вперед, одна рука сбивает руки противника, а другая тут же наносит разрубающий удар по голове или шее. Высокая динамика и большая «зона защиты» (т.е. зона, где хлещут руки) позволяют вести бой против толпы нападающих.
Тунбэй Пигуа вобрал в себя приемы и целые комплексы из других стилей — Бацзи Цюань, Фаньцзы цюань, Чо цзяо. При этом отбирались именно те приемы, которые сочетаются с Тунбэй цзинь (выброс силы). В результате появились особые, «Тунбэевские» направления Бацзи цюань, Фаньцзы цюань и Чо цзяо. В Тунбэевском варианте Бацзи, стало больше рубящих движений. Зато в Тунбэевском варианте Чо цзяо меньше высоких ударов ногами, здесь ногами предпочитают бить по нижнему уровню, часто сочетая это с рубящими ударами руками.
Основу Тунбэй Пигуа цюань составляют четыре комплекса. Первый из них так и называется — «Пигуа цюань» (кулак рубки и подвешивания), другое название — «Мо мянь цюань» (кулак, вытирающий лицо). Этот комплекс является классическим, его можно увидеть в разных уголках КНР. Второй комплекс — «Чинь лун цюань» (кулак темного дракона) — является более сложным. Третий комплекс — «Фэй ху цюань» (стремительный кулак словно тигр в прыжке ) — появился в 30-е годы XX века и использовался для обучения рукопашному бою солдат гоминьдановской армии. Четвертый комплекс — «Тай цзу цюань» (высокоизящный кулак) составил мастер Ма Фэнту уже после второй мировой войны.
Для тренировки начального уровня используются комплексы упражнений Да цзяцзы (большой каркас Тунбэй), «12 Да танцзы» и «10 дорожек Таньтуй». «12 Да танцзы» — это 12 базовых техник Пигуа цюань. Они помогают освоить применяемую в стиле «силу скручивания», и в то же время, являясь эффективными боевыми приемами.
«10 дорожек Таньтуй» составлены по образцу популярных упражнений Таньтуй, где в качестве приемов, выполняемых руками, используются базовые движения Пигуа цюань, Бацзи цюань, Фаньцзы цюань.
В Тунбэй цюань используется классический арсенал китайского оружия: меч-дао, меч-цзянь, шест, копье. Кроме того, применяются такие нестандартные виды оружия, как трехсекционный шест. Комплекс «Фэн мо гунь» (шест сумасшедшего) — в этом комплексе весьма специфическая манера действий шестом, сильно отличающаяся от привычной для любителей ушу шаолиньской манеры. Уже в наше время в стиль были включены приемы обращения с бянь ган — коротким шестом, длиной 120 см.
Отредактировано SlavvaM (10-05-2016 14:20:40)
Неактивен(вна)
Вот статья Ма Сянда, переведенная Березнюком.
Ма Сяньда,
Сианьский институт физкультуры
Цю Писян,
Шанхайский институт физкультуры
Пигуацюань, где форма и применение готовятся параллельно
"Улинь" N9/82
перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк
Пигуацюань ["кулак рубок и подвешиваний"], еще называемый пигуацюань ["кулак набрасываний и подвешиваний"] распространен в долине реки Хуанхэ, он прославлен резкой рубкой и жестким подвешиванием [прим.перев. - под подвешиванием в ушу понимается движение прямой рукой снизу вверх, когда точкой приложения силы является кисть; это можно сравнить с тем, как поднимается подвешенная на ниточке за запястье рука куклы-марионетки], большими раскрываниями и большими смыканиями. Полководец Ци Цзигуан, живший при династии Мин, в своем труде "Новая книга записей о достижениях" в главе "Краткие выдержки из кулачных канонов" пишет: "пи-гуа-хэн-цюань [прим.перев. - накидывающе-подвешивающий-поперечнобьющий кулак] и его скорость". Таким образом при династии Мин (1368-1644) этот стиль уже существовал. Впоследствии, при династии Цин, пигуацюань распространял заведовавший яньшаньскими школами толкователь эдиктов Пань Вэньсюэ из уезда Яньшань провинции Хэбэй, от которого стиль распространился не только в уезде Яньшань, но и дошел до Цанчжоу. В "Хрониках уезда Цан" упоминается тогдашний крупный мастер пигуацюань Ли Юньбяо.
Важнейшим техническим содержанием пигуацюань являются комплексы без оружием, техника владения оружием, базовая тренировка и рукопашный бой. В комплексы без оружия входят 1-й комплекс - пигуа(также называемый момяньцюань ["кулак вытирания лица"]), 2-й комплекс - цинлун ["темный дракон"], 3-й комплекс - фэйху ["летающий тигр"] и 4-й комплекс - тайшу ["высокоизящный"]. В настоящее время 1-й комплекс - пигуа - тренируют во всех уголках страны, немало спортсменов демонстрирует его на соревнованиях. Помимо них есть еще вобравший технику всех четырех дацзяцзыцюань ["кулак большого каркаса"], являющийся "материнским кулаком" и называемый "наработкой в покое". К тренируемомо в пигуа оружию относятся пигуа дао ["широкий меч рубок и подвешиваний"], тунбэй дацзянь ["большой прямой меч сквозной подготовки"], тунбэй сяоцзянь ["малый прямой меч сквозной подготовки"] (еще называемый типао цзянь ["прямой меч атласного халата"]), пигуа гунь ["шест рубок и подвешиваний"],пигуа цян ["копье рубок и подвешиваний"], шуандао ["парные широкие мечи"], фэнтоу гэ ["фениксоглавый клевец"], ланьмэнь цзюэ ["рог преграждения врат"], саньцзегунь ["трехзвенный цеп"] и т.д., в методах тренировки проявляется особая манера пигуа. Известны эти методы не очень широко, на всекитайских соревнованиях заработал себе имя разве что тунбэй сяоцзянь. В настоящее время пигуавобрал в себя методы обращения с бяньгань ["палка-хлыст"; короткий шест длиной около 120см], распространенные в Луннани, добавил к силе и техникам трансформации, придав им развернутость и ловкость, многоизменчивость силы и техники, и сформировал особую технику обращения с бяньгань высокого прикладного значения.
Самым важным в базовой тренировке пигуацюань являются "12 танов", "10 упражнений таньтуй" и "формы текущих ног". Богатство технического содержания пигуацюань основано именно на тщательной проработке базовой техники. "12 танов" - это 12 отдельных приемов, не только помогающие освоить применяемую в таолу "силу сворачивания", но и имеющих прикладной характер, их можно многократно тренировать каждый по отдельности в одиночку, можно прорабатывать в реальном поединке. В эти 12 приемов входят: "одиночная рубящая рука", "ястреб пролетает сквозь лес", "парные сталкивающие ладони", "ладонь втыкающихся пальцев", "опрокидывающий выброс пяти громов", "рука обматывающая лоб", "пушечный удар раскрывающий врата", "большое перешагивание", "малое перешагивание", "рука размахивающего ветра", "железная сметающая метла" и "удар идущий по косой".
Как известно, есть кулачные искусства, которые возникают и умирают, а есть и такие, которые существуют как отдельный стиль долгое время, передаваясь из поколения в поколение. Постепенно систематизируя технику и законы, они выделяются среди других и занимают отдельные места в мире ушу.
Именно таков пигуацюань. С точки зрения законов он также совершенен. В его методы движений входят катиться, обуздать, рубить, подвешивать, перешибать, выгружать, стричь словно ножницами,срывать, проходить наискось, отбрасывать, выпрямлять, вбирать, шарить, вытягиваться, хлестать, разбивать, втыкать и быть яростно-жестоким - это так называемый "восемнадцатииероглифный секрет". В технике прорабатывают такие принципы, как "раздуваться и вбирать, выпрямлять и втягивать", "то пустой то полный, то туда то сюда", "двигаться по кругу и возвращаться по прямой той же дорогой"; в путях силы особое внимание обращают на "силу переворачивания с остановкой" и "силу катящегося колеса"; при тренировке требуют добиваться того, чтобы "поясница поворачивалась вместе с бедрами", "руки были текущими, а запястья - округлыми", исполнение комплексов должно быть подобным течению реки, достигая эффекта "формы пронизаны ци", именно пронизанность силой и полнота силы и являются критериями, позволяющими по комплексу оценить уровень мастерства. Современными знаменитыми мастерами пигуацюань являются Ма Инда из провинции Ганьсу и Хань Цзюньюань из провинции Хэбэй.
В реальном рукопашном бою пигуацюань следует принципу "законы (то есть законы кулачного искусства) и формы (то есть приемы) совместно пронизывают насквозь, тело (укрепление тела) и использование (боевая техника) тренируются параллельно", благодаря чему и является одним из подразделов стиля тунбэйцюань ["кулак сквозной подготовки"]. В его приемах велика прикладная направленность, в основном стараются скоростью побить медленность, длинным покорить короткое, поперечно отводить и бить по диагонали, уклониться от атаки и нападая победить. Однако если злоупотреблять принципом "длинноты", часто не возвращаться, то противник сможет легко поймать момент и проникнуть внутрь, потому-то в пигуацюань помимо резкой рубки и жесткого подвешивания, больших раскрываний и большихсмыканий еще прорабатывают "силу накатывания", перераспределяя усилие по окружности, изменяя прием и двигаясь, накатываясь без остановок, пронизывая единым, в точности как описано у Ци Цзигуана: "нет приемов нет подпорок - будет только раз, возникли пиремы и подпорки - вот тебе уже и десяток". В режиме тренировок обычно придерживаются принципа "медленно возводить каркас, быстро проводить приемы". От проработки базовых форм, урегулирования силы и ци, переходят к тренировке комплексов, затем - к проработке применения приемов, шаг за шагом и постепенно добиваясь того, что таолу и саньда сплавляются воедино.
В истории были люди, путавшие пигуацюань и тунбицюань ["кулак выброса силы сквозь руки"]. Это происходило во первых, из-за того, что иероглиф "рука" имеет два чтения - "бэй" и "би", что позволяет путать его с иероглифом "подготовка", который также читается "бэй"; во-вторых, и там и там обе руки перекрестно рубят, удары идут на максимально длинную дистанцию. Однако эти два стиля различаются не только по технике и законам, основное различие - в манере использования силы. Пигуа - это резкая рубка и жесткого подвешивание, быстрые удары и скорые возвращения; тунби - это жесткое и мягкое проходящие друг сквозь друга, в этом стиле прорабатываются такие принципы как "запястья как вата, локти - цветы", "плечи - как прялка, поясница - змея", "за рукой идет рука", "прилип к человеку и выбросил силу". Но естественно, что между стилями неизбежны сравнения и перенимания достоинств, и некоторые люди говорят "сила цанчжоуского пигуа тунби", отражая именно этот межстилевой обмен.
Мы знаем, что в процесе поиска и упорядочения [прим.перев. - лозунг Госкомспорта КНР по отношению к ушу] в каком-либо виде кулачного искусства лучше всего обращать внимание на его целостность и систематичность, дабы предоставить потомкам целостное достояние культуры; при изучении кулачного искусства также ничто не заменит тщательного изучения нескольких таолу или даже отдельных движений. Следует тщательно прорабатывать базовые техники и постепенно прояснять законы силы и технических методов - таков путь строгого и полноценного изучения.
Источник <http://clubwushu.narod.ru/index/0-32>
Отредактировано SlavvaM (10-05-2016 14:19:57)
Неактивен(вна)
Ну, вот... Теперь надо поговорить о базе. Цзибэньгун - это самое важное. Это то, что позволяет нарабатывать усилия. Характерные усилия. Так вот... Что я делаю:
1. (一)前抱后抽(qián bào hòu chōu) Обхватить впереди, вытянуть сзади.
2. (二)侧劈手(сè pī shǒu) Боковые рубящие руки.
Отредактировано SlavvaM (10-05-2016 16:23:14)
Неактивен(вна)
Позволю себе немного дополнить о Пигуа
Пословица гласит «длинный кулак тунбэй – король в кулачных искусствах, возмездие рождает рубку (пи) и подвешивание (гуа) под предводительством дракона и тигра (тун бэй чан цюань цюань чжун ван, не шэн пи гуа лун ху цзян 通备长拳拳中王, 孽生劈挂龙虎将)». Пигуа цюань является классическим примером традиционного длинного кулака (чан цюань 长拳.). Начиная с медленной прокрутки каркаса (пань цзя цзы 盘架子), (потом) быстрых кулачных комплексов, методов приёмов быстрых ударов, формируют три подчинённые части. «Тунбэй большого каркаса (тун бэй да цзя цзы 通备大架子)» является материнским кулаком пигуа. Собранные методы приёмов тунбэй являются единым телом. Через мягкую медленность и мягкую (гладкую) прокрутку каркаса (пань цзя цзы 盘架子) стремятся к силам цзинь ли (劲力) тунбэй, чтобы достичь регулировки сил цзинь ли (劲力) и ведения энергии ци (气), а также проявить на выходе специфику боевого искусства тунбэй – «медленно растягивать каркас, быстро бить кулаком, быстрый выпуск приёмов (мань ла цзя цзы, куай да цюань, цзи фа чжао 慢拉架子,快打拳,疾发招)». Представленные «ши эр да тан цзы (十二大趟子)» силы цзинь ли (劲力) и методы приёмов боевого искусства тунбэй используют такие сформированные 12 больших приёмов, как «одинарная рубка рукой, большой шаг, выпуск силы вспять чёрного грома…(дань пи шоу, да куа бу, дао фа у лэй 单劈手,大跨步,倒发乌雷)» и другие. Они рассредоточены во всех линиях пигуа цюань, а именно могут тренироваться в отдельном комплексе и ещё как отдельный приём. Посредством тренировки этих методов приёмов осваивают законы сил цзинь ли (劲力) боевого искусства тунбэй и применение ударной техники.
Путь сил цзинь ли (劲力) тунбэй, как базу использует силы цзинь ли (劲力) пигуа цюань, используя мягкую живость всего тела; обе руки подобны хлысту; выпускают удары далеко; большое сжатие и большое разжатие; резкая рубка и жёсткое подвешивание; водоподъёмное колесо переворачивается и тянет; проглатывание и выплёвывание, разжатие и сжатие; подниматься и припадать к земле, скручиваясь с поворотом, что является спецификой, которая формирует мощный напор текущей на 1000 ли реки - «длинный кулак пигуа подобный реке Янцзы (пи гуа чан цюань сы чан цзян 劈挂长拳似长江)». Линии пигуа цюань имеют: первая линия - кулак, трущий лицо (мо мянь цюань 抹面拳), вторая линия – кулак чёрного дракона (цин лун цюань 青龙拳), третья линия – кулак летящего тигра (фэй ху цюань 飞虎拳), четвёртая линия – очень красивый кулак (тай шу цюань 太淑拳). «У всех трёх кулаков - чёрный дракон (цин лун 青龙), летящий тигр (фэй ху 飞虎) и ладонь рубки и подвешиваний (пи гуа чжан 劈挂掌) сильной стороной является стоящий неколебимо треножник (цин лун фэй ху пи гуа чжан, сань цюань дин чжи гэ шань чан 青龙飞虎劈挂掌,三拳鼎峙各擅长)». Эти все компоненты имеют разную специфику. В ударной технике делают упор на «быстрое бьёт медленное, длинное бьёт короткое, мастерство бьёт грубое (куай да чи, чан да дуань, цяо да чжо 快打迟,长打短,巧打拙)», «преградить поперёк и ударить боком (хэн лань цэ цзи 横拦侧击)», «тянуть длинно со свирепой холодностью (чан дяо лэн чоу 长刁冷抽)», «смешивать тяжесть рубки (пи) и опирания (као) (цзяо чжун пи као 搅重劈靠)».
Распространённый базовый комплекс «10 линий таньтуй (ши тан тань туй 十趟弹腿)» сконцентрировал проглатывание и выплёвывание (тунь ту 吞吐), разжатие и сжатие (кай хэ 开合) из пигуа, кулачные методы из фаньцзы, давящий шаг (нянь бу 碾步) из бацзи, технику ног из чоцзяо, в том числе пять разновидностей стоек - гунбу (弓步), мабу (马步), пубу (仆步), сюйбу (虚步), себу (歇步), такие формы кистей как крюк (гоу 勾), ладонь (чжан 掌), кулак (цюань 拳). «Десять линий таньтуй и десять линий кулака служат примером основного источника для современных и прежних боевых искусств (ши тан тань туй ши тан цюань, цзинь си у и шуай бэнь юань十趟弹腿十趟拳,今昔武艺率本源)». Можно сказать – реальное, а не пустое!
Неактивен(вна)