БОЕВЫЕ ИСКУССТВА и оздоровительные системы

Единоборства востока и запада, гимнастика, фитнес и другие системы здоровья на martialarts.org.ru

#1 27-12-2009 15:21:57

Образы в боевых искусствах (ушу)

Древнее ушу изобилует красивыми названиями несущими глубокий смысл. Этот смысл передаётся через образы, но без должного проникновения в них часто оно остаётся непонятым. Многие древние мастера оставили наследие в особенных мудрых изречениях, но часто они воспринимаются как просто красивые слова создающую романтику занятий…. Не более….

Начнём с того, что как пишет А. Маслов, в Китае ушу во все времена воспринималось как «чудесное и утончённое», как «сокровенное искусство». Что несут в себе заложенные образы? В первую очередь они формируют специфичное отношение, внутренний настрой. Это некое особое состояние духа вызывающее особое восприятие. Подобное восприятие вызывает особую реакцию тела и как следствие усиливает качество формирования навыков. Поэтому первое, что необходимо для начала занятия боевым искусством это почувствовать это состояние и применить в занятиях.

Следует определиться, что прочувствование образов – это своеобразный медитативный процесс, формирующий устойчивые психофизические реакции организма. Под медитативным процессом можно понимать осознание, сосредоточение внимания на образе.

Итак, создав первый образ, вы начинаете тренировки, воспринимая каждое движение, как прикосновение к чему-то чудесному, утончённому и сокровенному. То есть получаете наслаждение от этого прикосновения….

Эффект от занятий, то есть то что дарует ушу характеризуется, как «благая мощь». Выполняя любое движение вы, активизируя внутренние процессы своего организма способны почувствовать их в себе, и, конечно же, воспринять как ту самую «благую мощь» получая дополнительное удовольствие и соответственно формируя навык через усиление следового эффекта от упражнения.

Также считается, что ушу реализовывается в «одухотворённом ударе». Это значит, что каждое движение должно быть наполнено духом, или жизненной силой. Правильнее было бы сказать, наверное, что каждое движение, живя в любой части тела, делает эту часть живой, одушевлённой. Это значит, что вы делаете не просто техничное движение, а наполняете его своей душой, эмоциями, чувством. Делаете с чувством, от души…. И когда все ваши движения станут наполненными, тогда вы сможете постичь истинное мастерство.

А. Маслов: смысл практики боевых искусств заключён не в доведении своего мастерства до совершенства, а в постижении универсального пути всех вещей и источника мироздания – Дао. «Пути боевых искусств сходятся к срединному Дао…. И смысл ушу – в постижении Дао». Универсальный путь всех вещей – это особое понимание единства взаимосвязей всего вокруг…. Это видение всего в одном и одного во всём. Так в боевом искусстве существует единый принцип телодвижений, по сути являющийся одним действием, но на основе этого действия можно совершить миллионы воздействий. Поняв этот принцип, боец не будет терять время на наработку разных приёмов долгое время, ему достаточно совершенствовать всего один двигательный принцип и учиться применять его разными способами. И этот принцип универсален ещё и в том, что он применяется не только на уровне технических и физических действий, но и на энергетическом и духовном.

А. Маслов: всякому действию, жесту и даже помыслу предшествует «воля/идея». Воля выступает здесь как высшая творческая сила, как суть и форма действия Неба, реализующаяся в человеке. Можно также сказать что воля – это намерение. Это часть единого принципа, когда воля пробуждает энергию к действию, и она заставляет наше тело совершать это действие. При этом это не просто физиологический механизм, дело в том, что намерение проявляется как направление к достижению цели. И выглядит это так, что совершаемое действие не может быть законченно не завершившись. Если в жизни или в поединке предстоит совершить какое-либо действие, то намерение предшествующее этому действию должно быть таким, что действие будет завершено, не зависимо не от чего. Намерение, воля являются источником энергии действия и формируют конечную цель ещё до его начала. Проще говоря, воля даёт силу единому принципу движения/действия и формирует его конечный смысл. То есть превращает движение в инструмент достижения цели. «Едва ты задумал сделать комплекс и даже ещё не начал первого движения, ты уже должен знать, как будет выглядеть последнее движение». Продолжая разговор о предшествующей воле можно сказать, что в начале поединка и во время каждого действия вы всегда готовы выполнить все движения, требуемые для достижения цели одновременно. То есть ваше намерение сделать «миллион приёмов за одну секунду» в один раз. И так каждый миг последующих действий. Выполняя действие, вы готовы совершить миллион воздействий сразу и переходя к следующему готовность, повторяется…. Ваши действия становятся очень быстрыми стремясь охватить весь спектр воздействий.

Как учили китайские мастера ушу, «истинный удар исходит от сердца». «Если что-то начало двигаться, то нет того, что не пришло бы в движение. Если что-то обрело покой, нет того, что не успокоилось бы». Даже в движении мизинца должно участвовать всё тело, даже для того чтобы сразить комара необходимо использовать всю мощь. Когда все движения станут взаимосвязаны, и тело будет управляться единством взаимосвязей всех частей, тогда воин обретёт истинную мощь и сможет использовать её во благо.

Для того чтобы этот принцип работал человек должен обрести срединность. Срединность в душевных порывах и физических действиях в которых сохраняется равновесие. Сущность срединности в сохранении устойчивости и удержании баланса, равновесия. Когда тело в равновесии, то го центр управляет всеми движениями, рождая взаимосвязанность всех частей. Когда разум спокоен и душевное состояние находится в равновесии, тогда и тело обретает дополнительную устойчивость.

Одним из медитативных упражнений по развитию устойчивости является медитация укоренения. Смысл его в том, что исполнитель настраивается на образ того будто он через ноги вбирает в себя энергию Земли. При этом он может выполнять телесные волновые колебания, имитирующие и помогающие втягивать в себя ци. При этом он стремиться как можно глубже вдавиться в землю, чтобы улучшить сцепление с ней и получить более полный контакт стремясь, срастись с ней или врасти в неё.

«Путь Дао – это бесформенное и безымянное начало конца всех вещей. Начинаться и заканчиваться, не зная почему – вот величайшая тайна из тайн». Так сказал даосский мистик Ван Би. По сути, это высказывание таит в себе некие смыслы, одним из которых является закон волны, ритма или пульсации. Все, начинаясь вновь ,заканчивается и вновь приходит к началу. Так любое действие начинается из точки равновесия и, завершившись, вновь возвращается к тому же, к началу, откуда может родиться следующее действие. Поэтому основной идеей действия в бою всегда находиться в равновесии и совершая действия раз за разом возвращаться в него. Идеей всего боевого искусства является сохранение устойчивости в жизни независимо от того бой это или нет. И совсем не важно, повержен ли противник, важно сохранённое равновесие. Воин стремиться к гармонии, а она заключена в равновесии с самим собой и окружающим миром. Поэтому суть воинского искусства не в победе над противником, а умении сохранять непобедимость порой без причинения вреда противнику.

Чтобы обрести мастерство в боевом искусстве нужно лишь «знать, что делаешь», то есть обрести «семя движения», которое заключено в Дао. Обучаясь чему-то одному и поняв его корень, произрастающий из Дао, можно овладеть всем. Это значит, что существует единый принцип, овладев которым возможно понять всю суть вещей, но так как вся суть вещей содержит в себе этот принцип, то понять его можно через любую вещь, не изучая всего их многообразия. В чем же заключается этот принцип? Если совершать одно какое-либо движение очень долгое время, то этот принцип откроется вам. Важно лишь правильно проникнуться в его суть. Например, если выбрать один удар – прямой, и тренировать его ежедневно по много раз подряд вникая в принципы и механизмы работы телом, то с течением времени начнут открываться механизмы познания.… Сначала откроется принцип работы всего тела одновременно, затем откроется источник импульса, потом станет понятным принцип появления импульса, затем можно провести аналогию этого движения на все остальные телодвижения и вдруг станет ясным то, что до сих пор казалось невозможным. Конечно если – это одно движение будет изначально соответствовать условиям единого принципа.

Личностно-профессиональный облик воина определяется равновесием, гармонией полярных качеств. Поэтичные образы этих качеств описаны так: он нападает непредсказуемо и неожиданно, как небесный гром, стремительно, как ветер, сжигает как огонь. И одновременно он медлителен как лес, неподвижен как гора. В сути своей он непроницаем как мрак, силы его не измерить, истинный облик не разглядеть.

Почувствовать состояния духа и тела, когда будучи спокоен и непоколебим как лес и гора, воин двигается стремительно и неожиданно, как лес и гром. Он не делает каких-то отдельных движений, он двигается как одно целое, он спокоен всем существом.… Эти образы в первую очередь отражают внутреннее состояние, которое проецируется на внешние движения, или как говорят на внешнюю форму. Это своеобразные состояния, изменённое состояние сознания и открывающие особые способности. Основная цель проникнуться в эти образы, сжиться с ними. Это медитация в движении, когда сохраняя образ, вы пробуете совершать выбранные действия и проявлять его….

Ещё одни свойством воина является умение, «находясь порядке, ждать беспорядка; находясь в спокойствии, ждать волнения». Поэтому воин в спокойствии, никогда не должен забывать об опасности, всегда находясь в состоянии готовности.

Так осторожность проявляется в категории стратегии, когда ни враги, ни друзья никогда не знают его планов, и ему незримо сопутствует успех.

Хорошим свойством обладает высказывание из «Троецарствия»: «можешь наступать – наступай, не можешь наступать – обороняйся, не можешь обороняться – беги, не можешь бежать – сдавайся, не можешь сдаваться – умри». В этом выражении точно передан смысл того, что действовать необходимо исходя из положения и возможностей. Когда противник открыт для атаки – нападай, когда он атакует, защищайся, когда он атакует и открывает уязвимое место – защищайся и атакуй, не можешь защититься и ударить – отступи, если противник превосходит тебя, и ты не можешь противостоять ему – сдавайся, ну а если не успел сдаться или не позволяет честь – умри.

Но вот здесь есть ещё один постулат позволяющий изгнать слабость из духа. Если уничтожишь сомнения, то до самой смерти не отнимешь и боевой дух. Что значит, уничтожишь сомнения? Это значит, что в сердце будет уверенность в себе и своих силах, будет искренняя вера. Вера – это ключ к возможностям, но вера не может работать там, где есть сомнения. Боевой дух не терпит сомнений, когда бой ещё только собирается начаться, воин уже победил – в этом суть веры.

Понимание образов позволяет глубже проникнуть в суть боевых техник и почувствовать их силу. После понимания следует научиться их применять во всех ситуациях связанных с использованием боевого искусства, а затем необходимо сделать их частью себя, сохраняя ощущения от них на протяжении всего цикла бодрствования….
http://www.crbs.ru

Отредактировано ОАД (27-12-2009 15:31:14)


В мире нет чётких ответов, в мире есть лишь желание чего-то! Истинное равновесие между покоем и движением, между "да" и "нет". www.crbs.ru
 

Низ страницы

design: samovarchik.info