Единоборства востока и запада, гимнастика, фитнес и другие системы здоровья на martialarts.org.ru
Решил выложить книгу Сунь Лутана "Тайцзицюаньсюэ", перевод которой выполнил Вячеслав Михайлов .
Некоторые, раннее не переведенные предложения перевел Евгений Турышев [Е. Т]
Неактивен(вна)
Сунь Лутан
УЧЕНИЕ О КУЛАКЕ
ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА (тайцзицюаньсюэ)
Перевод Михайлова В.
Неактивен(вна)
ВСТУПЛЕНИЕ
Учение тайцзицюань подробно было изложено Ван Цзунъюэ. Его искусство было таково, что движения мягкие и легкие, а применение точное и жёсткое. Ибо он достиг великих способностей. Без мягкости и гибкости невозможны быстрые изменения, а без жёсткости и точности, невозможно далеко отбросить. Поэтому говорят:" В кривизне нужно стремиться найти прямоту, собрать, а затем выбросить". Практикуясь в этих навыках, вы сможете достичь того, что энергия-ци будет опускаться в Даньтянь. Посредством этого дух-шэнь очиститься, не увеличивая силу-ли - подобно движению без препятствий. Хотя посредством этого приобретается большое мастерство, но достигается ли этим сохранение Дао?
Лаоцзы сказал: «Счастлив тот, кто постиг это. Добиваться этого нужно с настойчивостью».
В письменных источниках говориться о том, что если вес тела слева, то слева и пустота-сюй ; если вес справа, то справа и скрытость. Пусть люди получат знания, которыми я делюсь с ними. Чжуанцзы сказал: «Всё вытекает из круга и поэтому не может оскудеть».
В письменных источниках говорится, что движение энергии-ци уподобляется вращению колеса; движение энергии-ци согласуется с девятью жемчужинами. Таким образом, смысл заключён в том, чтобы приобретать эту энергию-ци из окружности. И поэтому только эти навыки приведут к мягкости, ибо это соответствует учению даоссов. Но пока не пройдут десятилетия упорных лет практики, невозможно научиться использовать энергию-ци с непорочностью и как должно.
Господин Сунь Лутан написал эту книгу «тайцзицюаньсюэ». Вся его жизнь была предисловием к ней. В то время эта техника ещё не была общеизвестна, прежде об этом не рассказывали в книгах. Ну довольно многословия. Если быть в неведении относительно вышесказанного, то это всё равно, что уподобляться человеку поступающему неверно.
Вступление написано Ци Шуйчэнь, зима 1919.
Неактивен(вна)
ПРЕДИСЛОВИЕ
По преданию тайцзицюань был создан человеком по имени Чжан Саньфэн. Его считают тем, с кого началось распространение тайцзицюань.
Хотя существует множество направлений, но все они обладают общими особенностями. Необходимо придерживаться реальности, отбросить вымысел и оставить истину. [Хотя это искусство разделилось на направления, имеющие отличия, но всё же их нельзя отделить от принципов: движение и покой, разделение и соединение, ведение макушечной цзинь в пустоте. - Е.Т.]
И в своём произведении почтенный мастер Сунь Лутан продемонстрировал нам это. Я многократно пересматривал эту книгу и увидел, что её содержание согласно идеям господина Лао. Там, где говорится о сверхъестественном Дао, я безраздельно согласен с этим. [Нет зазора с тем, что формально называют Дао - Е.Т.] Главная идея тайцзицюань - пустота (кун сюй), достигается избеганием равномерного распределения веса тела [двойного центра тяжести]. То, о чём говорил Лаоцзы, не есть слабость, но непоколебимость. Разве, то, что находится в движении, проявляется ещё сильнее?
Великий предел (тайцзи) - прерывается усилие-цзинь, но не разрывается мысль-и . А не похожа ли непрерывность, о которой говорил Лаоцзы, на то, что сохраняет жизнь? И не о том ли говорил Лаоцзы, что этого невозможно понять при первой встрече, но тот в последствии поймёт это, кто последует этому. Поэтому я и говорю, что тот, кто постигнет это - обретёт счастье.
Пусть даже существуют тринадцать методов тайцзицюань, но тот, кто достигает мастерства не бывает несчастлив. Пусть даже тренировкой с энергией-ци станет возможным изменить ее в дух-шэнь, но никто и я в том числе, не может сделать своё мастерство самоестественным [природным].
Энергия-ци способно сохранить дух-шэнь. Всё устремляется к Дао. От неполного знания частые речи, а от полного знания мудрые слова. Обучающийся должен со смирением стяжать это.
В надежде, что автора никогда больше не постигнет печаль, с наилучшими пожеланиями книге.
У Синь
Неактивен(вна)
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Цянь и кунь - дают начало всему. Изначальная ци - циркулирует. Движение и покой сливаются и разъединяются. Время жизни вещей подходит к концу. Это называется Посленебесным (хоутянь) и обладает формой. Прежденебесное (сяньтянь) обладает изначальной ци, которое распространяется в материальном мире Посленебесного (хоутянь). Материя Посленебесного (хоутянь) заключает в себе изначальное ци Прежденебесного (сяньтянь). Поэтому человеческое тело представляет собой слияние Прежденебесного (сяньтянь) и Посленебесного (хоутянь). Человек, который имеет страсти, его инь и ян приходят в хаос. Прежденебесная (сяньтянь) изначальная ци постепенно тает, а Посленебесное (хоутянь) ци постепенно возрастает. Ян слабеет, а инь начинает изобиловать. И так постепенно приближаемся к 6 стихиям (6 стихий - это то, что соответствует ветру, холоду, зною, сырости, сухости и жаре). Это то, что чувствуют 7 эмоций. Поэтому тело с каждым днём слабее. И 100 болезней будут сопровождать вас. Древние беспокоились об этом. Поэтому употребляли мастерство с тем, чтобы избавиться от болезни и вызвать состояние отрешённости от всего земного, чтобы пестовать сердце. И ещё избегать того, чтобы движение и покой использовались бы не согласованно. Ещё более ясным кулачное искусство делает стремление возвратиться к пустоте духа с использованием энергии-ци.
Вероятно, перед тем как Дамо пришёл на Восток с проповедью, в Шаолиньском монастыре монахи, занимавшиеся духовной практикой совершенствования Дао, уже пребывали в томлении духа [проявляли уныние]. Поэтому учение о центробежном-шунь и центростремительном-ни, инь и ян - привело к упорядочению Прежденебесного (сяньтянь) изначального ци . Он написал два трактата - «И цзинь цзин» и «Си суй цзин» (очищение костей) и передал их монахам. Благодаря этой практике, монахи начали укреплять свой организм. Затем он повстречался с Сунским правителем Юэ Уму и смог более точно разъяснить значение этих двух трактатов. Он создал синъицюань и нашёл ему применение [проверил его в практике]. А также заложил основу теории багуацюань. Вот откуда берут начало эти внутренние системы кулачного искусства.
Во времена императора Юань Шуня, в горах Удан почтенный Чжан Саньфэн занимался духовной практикой совершенствования Дао. Этим мужем была взращена пилюля бессмертия. А так же это был человек, который параллельно занимался кулачным искусством.
Если использовать Посленебесную силу-ли хоутянь чрезмерно, то будет невозможно получить в результате гармонизацию энергии-ци. А это приведёт к тому, что дань [пилюля бессмертия] испортится, а изначальное ци - уменьшиться.
Поэтому, следуя смыслу этих двух трактатов, используем круговой график тайцзи и получим учение Хэ-Ло (хэту, лошу). А если последуем естественности принципа изменений сочетаний Прежденебесного (сяньтянь) и Посленебесного (хоутянь), то получим искусство кулачного боя тайцзи. В результате этого раскрывается смысл искусства воспитания тела.
Этот бокс отражён в условном графике Посленебесного (хоутянь), без использования Посленебесной силы-ли хоутянь.
Движение, а затем покой с чистым сердцем, полагаемся на природу, не принуждая кровь и энергию-ци. Ведь смысл в том, что практикой с энергией-ци преобразуем ее в дух-шэнь. В основе этого всего лежат: единый принцип ( и ли); две субстанции (эрци); три начала (саньцай); четыре свойства (сысян); пять стихий (усин); шесть единений (люхэ); семь звёзд (цисин); восемь триграмм (багуа); девять дворцов (цзюгун); и другие сокровенные идеи.
Начало в Едином, конец в многообразии. А многообразие возвращается к Единству.
Что такое Единый принцип? Кулачное искусство тайцзи заключено в гармонизации энергии-ци в одной точке живота. Это тайцзи.
Две субстанции - тело движется по типу: движение - покой, что является парной схемой [двойным образцом движения].
Три начала - голова, руки, ноги - что соответствует верху, середине, низу.
Четыре свойства - в этом случае это: наступление, отступление, повернуться влево, оглянуться вправо.
Пять первоэлементов - в этом случае это: наступление, отступление, повернуться, оглянуться и центральное равновесие.
Шесть единений - в этом случае это: Три внутренних - семя-цзин с духом-шэнь; дух-шэнь с энергией-ци; энергия-ци с семенем-цзин: и три внешних - единение плеч и бёдер; локтей и коленей; кистей и стоп. Внешнее и внутреннее как одно, поэтому получается шесть единений.
Семь звёзд - это: голова, кисти, плечи, локти, бёдра, колени и стопы. Всего семь цюань.
Восемь триграмм - это: пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као.
Девять дворцов - это восемь методов рук и центральное равновесие.
Учитель принимал книгу с графиком начертаний на спине Дракона, за закон; восемь триграмм багуа и девять дворцов цзюгун - за гадательную книгу, ну а пять первоэлементов усин за то, что составляет применение. Этим создаётся искусство кулачного боя тайцзи, его тонкое содержание.
К западу от гор [тер. провинции Шаньси, название Шанью], жил господин Ван Цзунъюэ, он и объяснил всё подробно. Начиная с этого времени истоки теряются, а направления разветвляются. Каждое развилось согласно собственным законам и видоизменило свои корни.
В период династии Цин с 1821 по 1851 в провинции Гуаньдун жил некто У Юйсян. В провинции Хэнань, уезда Хуайцин в городе Чжаобао жил знаменитый Чэнь Цинпин, он был искусен в этой технике и без страха проникал в Дао. Даже из родных его никто не навещал. У Юйсян проведя несколько месяцев в обучении у Чэнь Цинпина, создал свою систему, которую передал И Юй (Ли Исю). Господин И Юй создал уцзы [пять синограмм] и передал своё искусство Хао Вэйчжэню. Господин Хао Вэйчжэнь провёл в исследовании десятки лет, чтобы добиться вершины в своём боксёрском умении.
Я обучался у господина Вэйчжэня, проводя целые дни в тренировках. На это ушло немало лет. Я постигал общие принципы бокса и глубоко размышлял [анализировал] над своим опытом. В прежние времена я практиковал синъицюань, багуацюань и тайцзицюань. Эти три системы смог объединить в одну структуру, разграничив на формы движений трёх школ. И хотя движения этих трёх школ различны, но они обладают общими принципами.
Раньше не было специальных книг, и единственное чем пользовались - это устная традиция. Лишь два сочинения содержали теоретические рассуждения. Не было и практических вводных рекомендаций. Однако сам я человек невежественный и не осмеливался и мечтать о том, чтобы составить сборник книг по синъицюань, багуацюань и тайцзицюань. В каждой книге имеется изображение каждой формы. Все они снабжены фотографиями и подробными комментариями к ним.
Надеюсь, что найдётся тот, кто с желанием устремиться к этому и сможет повторить [симитировать] рисунки. Искренние усилия сделают возможным продвижение вперёд. Без длительных усилий и упорных занятий, невозможно достичь применения мастерства цюань. В книгах излагается подлинное учение мастеров. Однако сочинения написаны без соблюдения правил литературного языка. В них можно встретить совершенно неподходящие оплошности [несоответствия].
Молю о том, чтобы Поднебесной достигло просвещение. Всегда буду благодарен за замечания, высказанные по поводу написанных книг.
Китайская Народная Республика 8 год 10 месяц (1919) провинция Хэбэй, уезд Вэньсянь.
Неактивен(вна)
ТЕРМИНЫ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ
Всякий человек изначально с момента своего рождения сохраняет и обладает на протяжении своей жизни изначальной энергией-ци.
Не склоняясь и не запрокидывая голову; не наклоняясь и не отклоняясь; покой, но не статичность. Достигая добродетели, достигнем состояния предела ( цзи). Это есть истинное ян (чжэнь ян). В сказанном также содержится описание состояния гармонии энергии-ци.
Эта энергия-ци повсеместна, подобно океану выходящему из берегов четырёх центров тела, постепенно проникает во все 100 костей. У нее нет места, и оно не видимо. У него нет времени, и оно не осязаемо. Внутри и снаружи единое ци. В этом открывание-кай и закрывание-хэ, движение и покой в кулачном искусстве (цюань). Из такой энергии-ци возникает жизнь. Если выпускаешь энергию-ци, то мастерство увеличивается; если энергию-ци собираешь - то мастерство сходит на нет.
Из такой энергии-ци проистекает всё. Открывание-кай - это выпускание, расширение, движение. Закрывание-хэ - это собирание, сжатие, покой. Открывание-кай - это ян, закрывание-хэ - это инь. Выброс, расширение и движение - это ян. Собирание, сжатие и покой - это инь. Открывание-кай и закрывание-хэ подобно смене инь и ян единого ци (и ци). Таким образом единое ци будет являться тайцзи. Тайцзи - это единое ци, а единое ци - это тайцзи. Если говорить о структуре-ти (форме), то это тайцзи, а если говорить о функции-юн [использовании], то назовём это единым ци. Тогда ян будет там, где должно быть ян; инь - где должно быть инь; верх там - где дролжен быть верх; низ там - где должен быть низ. И тогда ян легко переходит в инь, а инь легко переходит в ян. Единое ци изменяется и бурлит, не может стоять на месте. Самоестественно выходит и возвращается (кай и хэ). Все эти изменения имеют средоточием « Одну точку» (это - начало Великого Предела, начало единицы, которая сама есть начало всех начал, начало всех предметов), в которой и достигается состояние тайцзи. Древние не могли точно указать на эту точку в человеке, и не могли обозначить местонахождение её в книгах. Обучающийся может постигнуть её первопричину в месте перехода открывания-кай в закрывание-хэ; движение в покой. И тогда будет возможным в любой окружности [форме круга] обнаружить соответствующий центр. И посредством этого мастерство найдёт применение.
Круг имеет вид полой окружности [пустой] - сюй , он не похож на наполненный круг - ши . Эти два круга выражают концепцию тайцзицюань. Внутри круга пустота-сюй, но не пустотность и энергия-ци свободно циркулирует по кругу. Округлость без углов [не углубляется и не выступает]. Прояви это и тогда восстановишь шесть единений (люхэ). А если не дашь проявиться, то утратишь возможность сберечь сокровенное [не будешь иметь в себе сокровенного], Его изменения происходят беспрерывно. Практическое применение бесконечно. Это учение о полноте (ши сюэ). Вот почему тайцзицюань имеет такое название.
Неактивен(вна)
ПОЯСНЕНИЯ
Все сочинение делится на две части, где изложены основные положения.
Главы расположены в следующем порядке. В начале первой части раскрывается учение уцзи и тайцзи. Здесь рассматриваются такие понятия как: инь - ян; движение и покой. Уцзи - то, что является структурой-ти [сущностью] состояния тайцзи. Тайцзи и уцзи являются базой для бесчисленного множества форм.
Начиная с третьей главы «Небрежно расправить одежду» и по девяносто шестую главу «Удар двумя кулаками» - показана на всем протяжении структура тайцзи. Начиная с первоначального положения уцзи и заканчивая девяносто восьмой главой «Возвращение в состояние уцзи», - все это полный комплекс тайцзи от начала и до конца. Это первая часть книги.
Во второй части книги показан путь возникновения тьмы вещей из состояния тайцзи. Все формы цай, ле, чжоу и као основаны на пэн, люй, цзи, ань.
А также, представлены упражнения, которые являются базой тайцзи - дашоу [противоборство рук], что является практическим использованием-юн тайцзицюань.
Партнеры везде в дашоу обозначены как «А» и «В». В исходной точке каждого изменения: наступление - отступление; расширение - сжатие. Все это подробно описано.
Во время практики дашоу всегда следуйте так: за движением следует покой. Если следовать такому порядку, то избегаем путаницы. И при большом старании будет возможно постигнуть Дао кулачного искусства (цюань).
В первой части книги описаны: циркуляция единого ци; смена движения и покоя; разделение и соединение верха и низа; единство внутреннего и внешнего. Посредством тренировки этих навыков, знание приходит через опыт одиночной практики.
Во второй части книги описаны: практика дашоу; поднимание - опускание; наступление - отступление; поворот влево - оглянуться вправо; установление связи между вертикальным и горизонтальным в бесчисленных изменениях. Посредством тренировки, знания приходят через практику с партнёром.
Древние говорили: «Познавая себя, познаешь других. Сто боев - сто побед». Это то, о чем мы говорили.
Кулачное искусство представленное в данной книге, представляется не только как циркуляция крови и энергии-ци, но и как следование с чистым сердцем Природе, что невозможно нарушить даже силой-ли хоутянь. И в особенности, как воспитание посредством доброты [шань-добродетель], чувства справедливости в человеке, что является главным.
В этом сочинении особое внимание обращается на самосовершенствование своего тела. Все мои собратья не уделяли внимания тому, как разграничить практику упражнений для мужчин и женщин, стариков и детей. Как из слабого тела сделать сильное; как из человека жесткого сделать мягкого. Если человек чрезвычайно силен, то его тело начинает страдать переутомлением. Если кто-то полагается на свое кулачное умение, но не способен к циркуляции ци и крови, то он тот, кто не умеет практиковать. Тем не менее все могут этим заниматься. Единое ци от дурного нрава приведет человека к уравновешенности и спокойствию. Энергия-ци укрепляется, а дух-шэнь сам собой сохраняется в целостности. Но если болезнь затягивается на годы, то для полной уверенности нужно заниматься тренировками. Это сочинение показывает пользу кулачного искусства (цюань), рассказывает о происхождении терминов, демонстрирует порядок движения всех форм от начала и до конца. Подробные объяснения дают возможность занимающемуся со всей душой приступить к изучению, прямо погрузиться в кулачное искусство (цюань). Единым духом проникнуть в глубь мастерства.
Все сочинение в каждой форме следует единому графику, который является первопринципом тайцзицюань и в нем отражается истинная природа цюань. Насущное объяснено так, что постижение тайцзицюань доступно во всех тонкостях. Это замечательная возможность, на эти знания опирается взаимосвязь всех форм. Все цельно и едино и никоим образом нераздельно.
Хотя в книге все изложено достаточно простым языком, но все же есть возможность понять кулачное искусство (цюаньшу), проникнув в самые глубины учения. Данная форма кулачного искусства (цюань) экономична. И здесь представляется возможным постигнуть тонкости техники кулачного искусства (цюаньшу).
Текст снабжен фотографиями и рисунками. Если обучающийся будет следовать им в точности, тогда после приложенных усилий и долгих стремлений познать сокровенное, непременно придет озарение.
Хочу пожелать всем моим товарищам самого наилучшего.
Неактивен(вна)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1
“УЧЕНИЕ УЦЗИ” (уцзи сюэ)
То, что называем уцзи - соответствует состоянию человека, который еще не начал заниматься кулачным искусством (цюаньшу). В сердце нет эмоций, в мысли нет движения, в глазах нет видимого [сердце не чувствует, мысль не движется, глаза не видят], тело не шевелится. Инь и ян еще не обособились. Ясное и смутное еще не разграничено. Хаос и порядок еще не разделились. Единое ци - неразличимо [цельное] рождается между Небом и Землей и придерживается природы инь и ян. С рождения у человека присутствует цельная изначальная энергия-ци.
Но то, что затмевает сознание - это материальные желания. Отсюда возникает испорченная энергия-ци и грубая сила-ли. Кроме того, незнание того, как взращивать внутреннее и воспитывать внешнее.
Поэтому, не достигается соответствие между инь и ян. Внешнее и внутреннее перестают составлять одно целое. Ян, достигая предела, переходит в инь, а инь, достигая предела- истощается. И ведь с таким человеком ничего не поделаешь.
Совершенный человек обретает познание встречного движения ни (шунь - ни); обращения от цянь и кунь; механизма колебаний энергии-ци; способности возвращения от Посленебесного хоутянь к Прежденебесному сяньтянь и преобразования его испорченной энергии-ци и грубой силы-ли; возвращение к истоку огня; проникновение энергии-ци в Даньтянь. В этом заключается действие тринадцати методов тайцзицюань и исследование метода расширения и сжатия единого ци.
Все вышесказанное является учением о состоянии уцзи, а также тем, что в силах породить состояние тайцзи (то, что называется единым ци - будет как раз являться состоянием тайцзи (комментарии автора Сунь Лутана )).
Тринадцать методов - это: пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као, наступление, отступление, посмотреть, оглянуться и установиться.
Пэн, люй, цзи, ань - будут соответствовать триграммам кань, ли, чжэнь, дуй, что соответствует четырем сторонам квадрата. Четыре угла - это цай, ле, чжоу, као, которые соответствуют триграммам цянь, кунь, гэнь, сюнь. Все это и составляет теорию багуа.
Наступление, отступление, посмотреть влево, оглянуться вправо, центральное равновесие - это то, что соответствует металлу, дереву, воде, огню, земле, что является пятью первоэлементами усин.
Эти пять первоэлементов, в соединении с описанными четырьмя прямыми и четырьмя диагональными образуют тринадцать форм, отсюда и происходит название «Тринадцать форм тайцзицюань».
За основу тайцзицюань принимается содержание и форма выражения тринадцати методов. Если говорим о наступлении, отступлении, посмотреть, оглянуться и установиться - то это содержание, а пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као - это форма выражения. Пять первоэлементов усин, о которых мы говорили, - это каноническое, а восемь триграмм багуа - тайное. Сводим их воедино и получаем то, о чем говорилось. Сказать о внутреннем и внешнем, о содержании и форме выражения единого ци - этого достаточно. Практикуясь в базовом, вы познаете собственное умение, а занимаясь практикой дашоу, познаете опыт других.
Во время тренировки базовых упражнений происходит внутренняя работа с семенем-цзин, энергией-ци, духом-шэнь. Главным считается умение соблюдать законченность движений всего тела.
Практикуя методы рук (шоуфа), во время движения кистей и стоп все тело должно быть подвижно и не стоять на одном месте.
Древние говорили: « Каждый день с утра до вечера наращивайте свое мастерство в наматывании рук (чаньшоу). Продолжительные тренировки позволяют познать себя и других. Тогда вы сможете одолеть своих противников, но никто не сможет одолеть вас».
1
ПОЯСНЕНИЯ К РИСУНКУ УЦЗИ
В исходном положении лицом вперед, тело прямо, руки свисают вниз.
Не следует с силой опускать плечи, они свешиваются естественно. Стопы образуют прямой угол, как показано на рисунке. Не следует с силой поджимать под себя носки и с силой выкручивать пятки. Такое впечатление, что вы стоите в пустоте (на пустом месте). Кисти и стопы не скованы. Тело и душа еще не знают открывания-кай и закрывания-хэ, которые поддерживают подвижность усилия-цзинь, но подчиняются своей изначальной природе, которая свободно циркулирует (беспрерывно распространяется). Внутри нет никаких эмоций, снаружи нет ничего, что могло бы привлечь взгляд. Нет ничего, что могло бы выдать смену расширения и сжатия, движений вперед и назад.
Неактивен(вна)
Глава 2
“УЧЕНИЕ ТАЙЦЗИ” (тайцзи сюэ)
То, что называем тайцзи, порождается из уцзи. Сперва устремляемся к Нерасчлененному Единству, затем к внутреннему спокойствию, а затем к крайней точке опустошенности души, где в самой глубине пребывает сокровенная энергия-ци. Благодаря ему, осуществляется Дэ. А благодаря проявленной во вне энергии-ци, осуществляется Дао. Циркуляция единого ци между внутренним и внешним может определять позиции Небесного и Земного, заключая в себе инь и ян. Поэтому внутреннее усилие-цзинь кулачного искусства (цюаньшу) несомненно является основой человеческого организма.
Находящееся в небе - называем судьбой, находящееся в человеке - природой-син, в вещах - причиной [принципом, истиной -ли - Е.Т.]. То, что является мастерством - называем нэйцзя цюаньшу [мастерство заключено в нэйцзя цюаньшу]. Хотя все это разные вещи, но их причина - Единое. Поэтому имя этому - тайцзи.
Древние говорили: " Вслед за уцзи следует тайцзи." Так происходит не только в одном кулачном искусстве-цюаньшу. Ищущие и достигающие этого мудрецы - это те, кого называют «нашедшими справедливость». Буддисты называют их полностью «прозревшими». Даосы - те, кто «нашел глубину учения». Хотя это разные выражения, но все они говорят об одном - о циркуляции энергии-ци - вот и все!
Поэтому нэйцзя цюаньшу, несомненно, соотносится с учением Дао, как внешняя сторона с изнанкой. А иначе, неужели же единственное для чего она предназначена - это укрепление здоровья! Ведь долголетие когда-нибудь иссякнет!
1
ПОЯСНЕНИЕ К РИСУНКУ ТАЙЦЗИ
В исходном положении руки свисают вниз. Плечи расслаблены. Носок правой стопы поворачивается вовнутрь и прямо, формируя с левой стопой угол 45 гр. В то же время голова поворачивается влево, одновременно с вращением правой стопы. Взгляд направлен в сторону вращения. Сердце успокаивается. Энергия-ци опускается вниз. Поясница стремится осесть. Необходима самоестественность. При оседании ни в коем случае не используйте силу-ли. Главная идея во время вращения будет заключаться в том, что все равно, что циркуляция единого ци в Даньтянь, связью между верхом и низом, внешним и внутренним. Кончик языка касается неба. Анус поджат. Это имеет сходство с тем, как происходит обращение между цянь и кунь. Механизм колебаний энергии-ци таков, что происходит обратное вращение единственной в своем роде Прежденебесной энергии-ци . И название этой энергии-ци - тайцзи.
Древние мудрецы говорили: « Тайцзи - это единая ци.А единая ци - тайцзи. Вникайте в это, и тогда посредством нэйцзя цюаньшу вы достигнете мудрости Будды. Нет таких, которые не обладали бы пределом-цзи [не достигали бы предела-цзи]. Нет таких, которые бы не хранили предел-цзи. А разве есть такие, которые не соприкоснулись бы с пределом-цзи! Иначе такой человек не сможет добиться желаемого превращения тела в легкое и подвижное. И тогда циркуляция единого ци в Великой Пустоте(тайсюй), а равно и в теле, будет затруднена».
Неактивен(вна)
Глава 3
«НЕБРЕЖНО РАСПРАВИТЬ ОДЕЖДУ» (Лань чжа и сюэ)
1
Ладони одновременно поворачиваем внутрь. Поворачиваем до тех пор, пока не окажутся точно друг против друга. Ладони движутся очень медленно, вращаются так, как будто обхватывают с обеих сторон большой шар. Расстояние между ладонями среднее. При вращении руки следуют за плечами. Ладони поворачиваются в левую сторону. Из нижнего положения поднимаются вперед и вверх. С поднятием рук одновременно делаем вдох. Ладони как будто вырисовывают две дуги. Движение продолжается вплоть до того места, напротив которого располагается Даньтянь. (Даньтянь расположен примерно на 2-3 цуня вниз от пупка сяофу).
2
Движение предыдущей формы заканчивается, но еще не завершено окончательно. Вслед за ним, когда кисти все еще «держат шар», плотно прилегая к телу, одновременно с выдохом, совершается обратный повторный дугообразный рисунок кистями. Вдох и выдох делайте беззвучно. Правая ладонь «рисует» до солнечного сплетения, а левая прямо на том же уровне.
Корпус по-прежнему держится прямо. Не опускайте и не запрокидывайте головы, не наклоняйтесь. Что касается ног, то одновременно с дугообразным движением кистей их нужно медленно согнуть до того момента, пока в промежутке между ними не образуется овал в форме полумесяца. Поясница оседает. Древние утверждали, что поясница - это повелитель. Мысль (и) всегда [постоянно] пребывает в пояснице. Пятки стремятся вывернуться. Пятка правой стопы стремится приподняться вверх. В «Луньюй» говорится: " Усилие-цзинь зарождается в стопах". Голова также всячески стремится приподняться. Важно, чтобы в сердце пребывала «пустота души» (Нужно, чтобы плечи были расслаблены, а также чтобы они под действием энергии-ци стремились сомкнуться. Используйте обратное движение духа-шэнь в Даньтянь и тогда сердце естественным образом обретет пустоту сюйлин.).
3
Начинаем с предыдущего движения, с того момента, когда оно заканчивается, но еще не завершено окончательно. Левой ногой шагаем в левую сторону. В момент, когда пятка еще не опустилась на землю, руки от солнечного сплетения медленно вытягиваем единой ци в левую сторону. Вытягиваем до предела. Одновременно плечи собираются (сун кай). Колени напрягаются из-за того, что макушка совершает движение вверх. Во всех изменениях нужно использовать мысль, но не применять силу-ли. Мудрецы древности говорили: " Сюйлин - это вершина усилий. Не бросайте и не поднимайте. Проникайте, как будто повисая в воздухе ". В этом заключен смысл использования методов дашоу. Безотносительно к данному примеру, во время того, как вытягиваем руки, правой ногой делаем шаг вперед. Носок касается пола перед левой ногой в 2-3 цунях и стопа останавливается. Во время касания пола правую стопу постепенно наполняем и полностью ставим на пол. Руки все также «держат шар», взгляд следует за руками и направлен между кистями.
4
Похоже, что внешняя форма окончена, но внутри не прекращается движение энергии-ци. Внутреннее основание плеч и внутреннее основание ног быстро сжимаем, двигаясь в обратном направлении. Важно, чтобы в животе была вакуумная сфера. Дух-шэнь и энергия-ци, посредством мысли, совершают встречное движение ни, достигая Даньтянь. (Смысл в том, что дух-шэнь и энергия-ци собираются в костях.) Затем руки единой ци направляем к правому боку, словно бы рисуя обоюдно дуги. Правая кисть «рисует» прямо до уровня правого плеча, а левая приближается к внутренней стороне правого предплечья, и они совместно сгибаются. Левый носок смотрит вверх. Пятка касается пола, аналогично осевому болту. Левый носок, как и руки, вращаем одновременно к правому боку, а пятку одновременно медленно ставим на пол. Взгляд направлен на правую руку. Не останавливаться.
5
После этого правой ногой шагаем вперед. Пятку ставим на пол. Одновременно с шагом кисти вращаем единой ци так, что как будто образуют сферу. Вращение происходит до тех пор, пока ладони не будут направлены наружу. Левая кисть отстоит от внешней стороны правого запястья на 2-3 цуня. Руки единой ци толкают вперед. Предплечья слегка согнуты. Когда руками толкаем вперед, левой стопой одновременно шагаем, касаясь носком пола, отступая от правой стопы на 2-3 цуня. Носок правой стопы одновременно опускается вниз, касаясь пола. Носки стоп направлены в одну и ту же сторону, взгляд по-прежнему на правой кисти. Приостановитесь. Важно, чтобы в животе была вакуумная сфера (это как раз и есть «расслабить и успокоить»). Кончик языка касается неба. Анус поджат. Поясница оседает. Стопы стремятся подняться. Макушка головы также приподнимается. (Древние говорили: «Свободная и тихая энергия-ци в животе поднимается естественно. Вэйлюй - выпрямляется. Дух-шэнь - пронзает макушку. Все тело легкое и быстрое, словно подвешено за макушку. Таково значение этого».) Плечи, ноги, внутренние части пяток с усилием поднимаются и по-прежнему направлены вперед. При этом используйте мысль, но не грубую силу-ли. При исполнении пятого пункта важно, чтобы движения были пронизаны циркуляцией единого ци. И так не только в пятом пункте, но и во всех формах. А также каждая часть тела пронизана единой ци. Ни в коем случае не допускать и малейшего прерывания. Обучающемуся нельзя не обращать на это внимание.
Неактивен(вна)
Глава 4
“РАСКРЫТИЕ РУК” (кай шоу сюэ)
ПОЯСНЕНИЕ К РИСУНКУ
Кистями «обхватываем шар». Такое впечатление, что ци внутри шара расширяется во вне. Большие пальцы находятся от груди на расстоянии примерно 1-2 цуня. Кисти раскрываются (кай) до тех пор, пока «Пасть Тигра» (хукоу) не будет расположена на одной линии с плечами. Все пять пальцев раскрываются в полной мере. Приостановитесь.
Глава 5
«ЗАКРЫТИЕ РУК» (хэ шоу сюэ)
Поднимаем носок правой стопы сразу же должен подняться. Пятка касается пола. Все равно, что вращающийся осевой болт. Поворачиваемся влево. Вращаемся пока стопа не встанет прямо. Важно, чтобы поворот корпуса совершался единой ци. Не допускайте внезапных подниманий и опусканий. Цзинь должна быть спокойной. Не допускайте применения усилий в противоречии с основным принципом энергии-ци. Одновременно с вращением правой стопы, кистями формируем «вакуумный шар» и поджимаем назад. Кисти сходятся до тех пор, пока между большими пальцами не будет 1 цуня. Одновременно, с формированием шара, чуть сгибаем колени. Правая стопа касается пола, левая пятка приподнята, носком касаясь пола. Взгляд - между кистей. Тело двигается, инь и ян придерживаются существующего порядка. При вращении кистей и стоп, кай и хэ должны быть естественны. Тело движется непринужденно.
Неактивен(вна)
Глава 6
«ОДИНОЧНЫЙ ХЛЫСТ» (даньбянь сюэ)
Вначале запястья вращаем наружу. Затем от солнечного сплетения разводим горизонтально в стороны, словно вытягивая длинный шест. Раскрываясь, каждая в отдельности, кисти медленно достигают крайних левого и правого положений. Ладони наружу. Кисти вертикально. Пальцы на уровне глаз. Взгляд на кончике большого пальца правой кисти.
Когда руки раскрываются, одновременно левой стопой шагаем в левую сторону. Стопы расположены под прямым углом. Левое колено связано с левой пяткой так, как будто подвешены на одну нить. Ноги сгибаются так, что внутренние их части образуют сферу. Нельзя допускать, чтобы это был негибкий изгиб. Корпус по-прежнему стоит вертикально. Плечи нужно расслабить. Внутренние части стоп также, втягиваясь, расслабляются. Если расслабятся плечи и внутренние части стоп, то сможет расслабиться и живот. Если расслабиться живот, то энергия-ци сможет собраться в костях. Дух-шэнь незаметно распространиться по всему телу. В животе находиться энергия-ци. Нельзя давить вниз с силой-ли. Главное, чтобы энергия-ци двигалась посредством мысли-и и медленно текла вниз в Даньтянь. В Даодэ [цзин] говорится: ["если мягкое, то живёт", также подтверждает эту мысль. - Е.Т.]
Неактивен(вна)
Глава 7
«ПОДНЯТИЕ РУК» (ти шоу шан ши сюэ)
ПОЯСНЕНИЕ К РИСУНКУ
Вес переносим на левую ногу. Поясница с усилием оседает. Вслед за этим, левую руку поворачиваем ладонью во вне, будто рисуя круг. Приближаем внешней стороной кисти к междубровью и останавливаем. Вместе с левой, правой рукой одновременно выписываем внизу дугу и двигаем, пока основание большого пальца не приблизится к месту, которое называется Цихай где расположен Даньтянь (то, что является сяофу), затем останавливаем. Правую ступню, одновременно с движением кистей, ставим у левой стопы. Ноги как будто примкнули друг к другу, но еще не сомкнулись. Носок правой ступни касается пола рядом с носком левой. Расстояние между ними 1-2 цуня. Ноги, сгибаясь, образуют форму полумесяца. Держать корпус вертикально, успокоиться. Внутренняя сторона плеч и ног, кисти и стопы - все должно быть расслаблено. Живот должен расслабиться. Энергия-ци внутри. Нельзя нажимать вниз с силой-ли. Проникновение осуществляется посредством духа-шэнь. И хотя форма закончилась, но мысль-и не прекращает движения. В дальнейшем через всю смену форм проходит единой ци. Обучающемуся нельзя не знать этого.
Неактивен(вна)
Глава 8
«БЕЛЫЙ ГУСЬ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ» (байхэ лян чи сюэ)
1
Левую кисть от лба опускаем вниз до солнечного сплетения. Локоть касается бока [ребер]. Основание большого пальца, коснувшись живота, останавливается. Правое запястье вращаем [наружу], пока ладонь не повернется [во вне] наружу. Одновременно с проходом левой кисти мимо сяофу, правую поднимаем вверх наружу до лба. Внешней стороной кисть касается межбровья. При этом правой стопой шагаем вперед, касаясь пяткой пола. Расстояние между ногами выбирается произвольно, исходя из обстановки. Когда правая стопа ставится на пол, корпус держать прямо [вертикально], нельзя перемещать центр тяжести в более удобное положение. Поясница с усилием оседает. Внутренние основания плеч и бёдер используют мысль, чтобы сделать усилие для того, чтобы сократиться обратно. Очевидно, что нельзя сокращать ярко выражено. Макушка не так сильно поднимается вверх. В сердце пустота и покой, пустота и аморфность. Главное, чтобы все было неприметно, не появлялось никаких мыслей. Самостоятельное успокоение. Только тогда шэнь сделается тонкой.
2
После этого нужно большой палец правой кисти, отстоящий справа от лица, и, казалось бы, касающийся его, но еще не дотронувшийся, ото лба опустить вниз. В то же время локоть опускаем вертикально [прямо] вниз. Когда правую кисть опускаем, левая находится сбоку у солнечного сплетения, одновременно вплотную к телу слегка приподнимаем до солнечного сплетения. Большие пальцы собранных вместе рук устанавливаются на расстоянии цуня друг от друга. Правую стопу одновременно ставим на носок. Центр тяжести переносим на правую ногу. Левую пятку, в то же время приподнимаем и выполняем шаг вправо до правой пятки [до заднего бока правой пятки]. Пока носок касается пола, поясница с усилием оседает. Руки и тело пронизаны единой ци. Медленно толкаем вперед до того момента, когда предплечья будут казаться изогнутыми [согнутыми], но не будут согнутыми, будут казаться прямыми, но не будут прямыми. Взгляд между кистей. Приостановиться.
Неактивен(вна)
Неактивен(вна)
Глава 11
«ПОЧИСТИТЬ КОЛЕНО СО СКРУЧЕННЫМ ШАГОМ » (лоу си ао бу сюэ)
Сначала пять пальцев левой руки опускаем к правому боку. Затем от солнечного сплетения наискось вниз «собираем» дугу до левого бедра. Большой и указательный пальцы раскрываем в форме полумесяца. Большой палец находится на 1-2 цуня от бедра. Левой ногой, в то же время делаем шаг в левую сторону, касаясь пяткой пола. При опускании пальцев вправо вниз правая ладонь по-прежнему повернута во внутрь [как форме «Закрывание рук»], одновременно раскрываем (кай) в правую сторону до тех пор, пока большой палец не поравняется с правым плечом. Затем сразу же нужно [кончик большого пальца на расстоянии 1 цунь от правого уголка рта] потянуть влево, чтобы рука выпрямилась, но не была прямой, была изогнута, но не согнулась. Кончик большого пальца на уровне рта. Правой стопой одновременно [с движением правой кисти] выполняем шаг вперед, правая стопа опускается вперед и вниз, касаясь носком пола. К тому времени, когда выполняем шаг правой стопой вперёд, левая носком слегка касается пола. Глаза по-прежнему смотрят на кончик большого пальца находящейся впереди руки. Живот, как только левая кисть огибает [обогнет] колено, немедленно расслабляется.
Вышеописанное пронизано духом-шэнь и энергией-ци. Не используйте силу-ли. Корпус держите прямо. Вес тела переносится на левую ногу. Форма приостанавливается, но движение мысли внутри не приостанавливается. Когда живот расслаблен, руки как бы держат фонарь, обтянутый тканью. От макушки толкают вниз, выпрямляясь, до тех пор, пока не закончится форма.
Опустошаясь внутри (сюйкун), полностью понимается все тело без недостатка. Опустошенность дает понимание смысла расслабленности внутри живота. Хотя это метафорично, но в итоге это проявляется в обучающемся и становится понятным.
Неактивен(вна)
Глава 12
«ИГРАТЬ НА ЛЮТНЕ» (шоу хуэй пиба ши сюэ)
Сначала все пять пальцев вытягиваем вперед. «Пасть тигра» - смотрит вверх. Затем правой стопой сразу же шагаем назад. Сначала носок касается земли, но все тело пока не переносится. Затем сразу же потяните к себе правую руку до тех пор, пока «Пасть тигра» не расположится прямо перед грудью. В это время левую кисть вытягиваем до предела вперед. Левой стопой, также одновременно с этим отступаем назад и располагая её у переднего края правой стопы. Стопа на расстоянии полцуня от левой ноги. Носок касается земли. Приостановиться.
Пятка правой стопы, во время того, как левая стопа возвращается назад, касается земли. Однако когда корпус вращается [поворачивается] назад, шэнь и ци успокаивается. Не склоняться, не отклоняться. Внутри живота расслабиться и успокоиться. Все тело находится в состоянии «легкой подвешенности» (цин лин) [легко и подвешено] [легко и подвижно - Е.Т.]. Ощущение такое, что вы подвешены в пустоте. Внешнее и внутреннее должны единой ци отступить назад. Не следует разбрасываться. Практикуемое следует глубоко продумывать.
Неактивен(вна)
Глава 13
«ШАГНУВ ВПЕРЕД, ОТВЕСТИ, ПРЕГРАДИТЬ И УДАРИТЬ КУЛАКОМ» (цзинь бу бань лань чуй сюэ)
Левую кисть проводим у левого края левого колена. Когда левая кисть выполняет это движение, левой стопой одновременно шагаем вперед. Правую кисть, в то же время поворачиваеем ладонью вверх и вытягиваем до конца вперед от нижней части левой кисти. Затем сразу же правую руку двигаем к боку правого колена. А правой стопой шагаем вперед. Не прерывайте форму. Затем левую руку выносим вперед. Сразу же накрыть вниз. Подобно запиранию рук противника. Когда левую кисть опрокидываем, одновременно шагаем вперёд левой стопой. Правую кисть сжимаем в кулак у правого бока, когда левая кисть опрокидывается вниз. Быстро наносим прямой удар поверх левого запястья. Кулак находится на уровне солнечного сплетения. Левую кисть, переворачиваем вверх внешней стороной, в то время как правой бьем вперед, и, одновременно с ударом подносим во внутрь к солнечному сплетению. Внутренняя часть запястья находится вплотную к солнечному сплетению. Когда правая кисть выбрасывается вперед, правая стопа одновременно подносится к левой на расстояние 1-2 цуня от пятки левой ноги. Приостановится. Взгляд на средней фаланге большого пальца правой кисти. Положение тела как показано на фото. Когда правым кулаком наносим удар, плечи не должны свисать вниз с напряжением. Плечи, бедра, поясницу следует по-прежнему держать расслабленными. Полная сосредоточенность. Корпус держать прямо. Спокойное душевное состояние. Стремитесь избежать расхождений.
Неактивен(вна)
Глава 14
«ПОДОБНО ЗАПЕЧАТЫВАНИЮ ПИСЬМА»(жу фэн сы би сюэ)
Сначала подтягиваем к себе правую руку. В то же время вплотную от нижней части правого предплечья вытягиваем вперед левую руку. Одним разом левая рука вытягивается, а правая подтягивается. Руки собираются вместе и останавливаются. Запястья разворачиваем так, что ладони смотрят наружу. Одновременно с движением правой кисти, правой стопой делаем шаг назад так, что правая и левая стопы находятся параллельно друг другу. Установите высоту собственного тела и, затем четко ее зафиксируйте. В момент касания стоп пола ни в коем случае нельзя смещать центр тяжести. Сделайте это в момент более удобный. Затем одновременно с движением левой ноги назад, руки подтягиваются вплотную к солнечному сплетению до легкого касания. Между большими пальцами 1 цунь.
Когда левая нога подтягивается назад, стопа ставится на носок. Расстояние между пятками примерно 1 цунь. Ноги сгибаются так, что образуют овал внутри в форме полумесяца, как изображено на рисунке. Когда корпус двигается назад, нужно отступить с единой ци, как будто вы стоите на лодке лицом на запад, а лодка направляется на восток. Нужно единым духом (и ци) шагнуть назад.
Корпус держать ровно. Не допускать резких опусканий и привставаний. Высота поддерживается одинаковая.
Неактивен(вна)
Глава 15
«ПЕРЕНЕСТИ ТИГРА НА ГОРУ» (бао ху туй шань сюэ)
Затем руками толкаем вперед с развернутыми наружу ладонями. Толчок производится ладонями на одном уровне. Руки не выпрямляются и не сгибаются полностью. Взгляд направлен прямо между ладонями. Приостановится. Одновременно с толчком, левой ногой шагаем вперед, правая вплотную следует за ней, отстоя от нее на 1-2 цуня. Высота стойки та же, что и в предыдущей форме. Не разбрасываться. Поясница оседает и расслабляется. Энергия-ци и усилие-цзинь всего тела, как и прежде, расслабляясь (сун) погружаются вниз (чэнь). Положение рук и ног, форма тела - как на фото.
Хотя внешнее движение формы приостановлено, но внутри мысль не должна останавливаться. Обучающийся постигает это умом.
Неактивен(вна)
Глава 16
«РАСКРЫТИЕ РУК» (кай шоу сюэ)
Носок левой стопы поднимается, а пятка касается пола. Это как спираль. Поворачиваемся вправо до тех пор, пока левая стопа не встанет вперед. Все тело поворачивается единой ци. Не допускать внезапных опусканий и подниманий, прерывания формы. Усилие-цзинь также должно быть спокойным [уравновешанным]. Не следует быть напряженным вопреки законам движения энергии-ци. С поворачиванием левой стопы, кисти как бы обхватывают воздушный шар, внутри которого воздух, как бы распространяется во вне. Большие пальцы кистей находятся на расстоянии 1-2 цуней от груди. Кисти расположены так, что хукоу каждой находится на уровне соответствующего плеча. Все пять пальцев раскрываются. Приостановится.
Глава 17
«ЗАКРЫТИЕ РУК»(хэ шоу сюэ)
Руки одновременно стягиваются вместе друг против друга. Ноги сгибаются. Глаза смотрят сюда. Движения такие же, как в 4, 5 главах. Только там вращение влево и вращается правая стопа, а здесь вращение вправо и вращается левая стопа. Из-за этого и отличия в фотографиях.
Неактивен(вна)
Глава 18
«ПОЧИСТИТЬ КОЛЕНО СО СКРУЧЕННЫМ ШАГОМ»( лоу си ао бу сюэ)
Сначала все пять пальцев правой кисти опускаем к левому боку, от левой стороны солнечного сплетения «обхватывают» по диагонали вниз до правого бедра. Большой и указательный пальцы растягиваются в виде полумесяца. Большой палец на расстоянии 1-2 цуней от бедра. Одновременно с «обхватом» бедра правой кистью, правой стопой шагаем по диагонали в правую сторону, стопа ставится на пятку. Одновременно с опусканием вниз пальцев правой кисти, по-прежнему повернута внутрь ладонь, как в форме «Открытие рук» (кайшоу), левую кисть раскрываем в левую сторону так, что большой палец находятся на уровне плеча. Затем немедленно кончик большого пальца, находящийся на расстоянии 1 цуня от уголка рта, толкнуть вправо. Рука вытягивается, но не полностью, согнута, но не совсем. Кончик большого пальца на одном уровне со ртом. Одновременно с левой кистью шагаем вперед левой ногой. Стопа опускается перед правой стопой. Носок касается пола. Взгляд направлен на кончик большого пальца находящейся впереди руки. Энергия-ци из живота оседает в поясницу, расслабляет пах. Дух-шэнь и энергия-ци - едины. Все идентично с объяснением 2 главы.
Неактивен(вна)
Глава 19
«ИГРАТЬ НА ЛЮТНЕ» (шоу хуй пиба сюэ)
Сначала все пальцы кистей выпрямляем. «Пасть тигра» поворачиваем вверх.
Левой ногой немедля шагаем назад, касаясь носком пола. Затем подтягиваем назад левую руку так, чтобы кисть остановилась у солнечного сплетения. Одновременно с движением назад левой кисти, правую кисть вытягиваем до предела вперед. Одновременно правой ногой отступаем на шаг назад к переднему краю левой стопы на 1-2 цуня, носок касается пола. Приостановиться. Когда правая нога двигается назад, пятка левой стопы касается пола. Вместе дух-шэнь и энергия-ци внешнего и внутреннего - легко и подвижно. Это описано в 12 главе.
Неактивен(вна)
Глава 20
«НЕБРЕЖНО РАСПРАВИТЬ ОДЕЖДУ» (лань чжа и сюэ)
Движения тела, рук происходят с вращением по кругу. Стопы поднимаются и опускаются. Внутренние свойства мысли и характер цзинь описаны в 3 главе 5 пункте. Фото к форме «лань чжа и»
Глава 21
«РАСКРЫТИЕ РУК» (кай шоу сюэ)
«Кай шоу» см. в 4 главе.
Глава 22
«ЗАКРЫТИЕ РУК»(хэ шоу сюэ)
«Хэ шоу» см. в 5 главе.
Глава 23
«ОДИНОЧНЫЙ ХЛЫСТ» (даньбянь сюэ)
«Даньбянь» см. в 6 главе.
Неактивен(вна)
Глава 24
«УДАР ПОД ЛОКОТЬ» (чжоу ди кань чуй сюэ)
Сначала левую ладонь, направляем вперед стремясь и используя мысль, вытягивается вперед. Дух-шэнь и энергия-ци пронизывают внутренности в животе. Корпус не должен отклоняться вправо или влево. Затем правую ладонь сжимаем в кулак. Предплечье подгибаем назад, словно камыш, вплотную к ребрам [к боку]. Кулак от пупка вытягиваем вперед к левому локтю. Одновременно с вытягиванием правой руки, правой ногой шагаем вперед и опускаем, касаясь носком пола, посередине у внутренней стороны левой стопы. Стопы на расстоянии 1-2 цуней друг от друга. Руки одновременно вытягиваются вперед. Плечи и внутренняя часть бедра, используя мысль, подбираются назад. Вытягивание и сжимание должны выполняться единым духом (и ци). Когда тело казалось бы остановилось, хотя движение еще не прекратилось, левой стопой отступаем назад, касаясь носком пола. Левая нога отступая опускается у переднего края правой стопы. Руки по-прежнему вытянуты. Не изменяя направления движения, ноги двигаются назад. Положение тела, усилие-цзинь в каждой точке, характер действия пустоты-сюй, расстояние между стопами - все это описано в 12 главе в форме «шоу хуй пи ба».
Неактивен(вна)