Единоборства востока и запада, гимнастика, фитнес и другие системы здоровья на martialarts.org.ru
Глава 85
«КРЕСТООБРАЗНО КАЧАТЬ ЛОТОС» (ши цзы бай лянь сюэ)
Когда форма «Погладить лошадь по холке» дошла до 2 пункта 38 главы, без остановки вращаем левое запястье от себя. В то же время вращаем к себе вовнутрь правое запястье. Правую кисть переворачиваем вниз, а левую - вверх.
Во 2 пункте 38 главы кисти заменяют одна другую. Одновременно с вращением кистей правый носок поворачиваем в сторону, стопа не отходит со своего исходного положения.
Вслед за этим левую стопу заворачиваем вовнутрь, шагая к правой стопе. И таким образом, стопы формируют положение «ба цзы» [скрещенное положение ног в виде /\]. Носки находятся на расстоянии 2-3 цуня.
Одновременно с шагом левой ноги корпус поворачиваем вправо. С движением левой ноги, правую кисть поворачиваем от себя и вращаем, пока ладонь не будет смотреть вниз. Левая кисть по-прежнему в верхнем положении, а правая - в нижнем. Ладони, смотря вниз, располагаются у солнечного сплетения. Форма не останавливается. Затем правую ногу поднимается вверх, взъём ноги вытягивается и повернут вовне, а стопа - к левому колену на расстоянии 1-2 цуня. не останавливаясь, выбрасываем ногу в правую сторону. Стопа опускается вниз на таком расстоянии, которое соотносится с ростом.
Одновременно с поднятием правой ноги вверх, руки разводим горизонтально в стороны, как в форме «даньбянь сюэ». Взгляд направлен прямо вперед. Усилия-цзинь тела описаны выше.
Какие бы формы не были описаны в этом цюань, тут не обойтись без таких принципов: макушка вертикально (тоу дин), стопа пружинит (цзу дэн) [нога отталкивается - Е.Т.], живот расслаблен (фу сун), поясница оседает (та яо); кроме того принципы расслабления и сжатия внутренней области плеч и бедер; движение силы (ли) по телу. Все это важно для обучающегося.
В старой форме, когда руки расходились и правая нога выбрасывалась от себя, левая кисть хлопала по взъёму правой ноги. Теперь хлопок не делается, т.е. это не играет большой роли. Обучающемуся предоставляется на собственное усмотрение делать хлопок или нет.
Неактивен(вна)
Глава 86
«НАСТУПАЯ, ПАЛЬЦАМИ ПОДПРАВИТЬ УДАР КУЛАКОМ»(цзинь бу чжи дан чуй сюэ)
Сначала опустить взгляд вперед и вниз, как будто глядя на что-то. Затем вытянуть обе руки вперед, они сходятся в одной точке. Левой кистью накрыть правое запястье сверху. Правую кисть сжать в кулак. Правый кулак как бы указывает на предмет, на который направлен взгляд. Одновременно с выносом руки, левой ногой шагаем вперед. Правой - второй шаг. Сделать два шага или четыре - все равно. Необходимо только, чтобы правая стопа стояла впереди. Когда правая нога опускается на пол, левой сразу же подшагиваем к пятке. Носок, касаясь пола, ставится посередине стопы на расстоянии 1 цуня. Низ живота касается бедер. Ноги согнуты. Поясница оседает. Все тело подается вперед. Кисть по-прежнему на правом запястье. Правый кулак вытянут вперед, как будто указывает на что-то. Расстояние шагов соотносится с ростом шагающего. Не слишком большие и не слишком маленькие. Главное не потерять центр тяжести. Когда совершаются шаги, то форма тела похожа на птицу, сидящую на дереве, свесившую крылья вниз и наблюдающую за упавшим предметом. Во время движения ног, дух-шэнь и энергия-ци внутри живота, а усилия-цзинь в каждой точке движения описаны выше. Форма приостанавливается. Это изображено на фото.
Неактивен(вна)
Глава 87
«ОТСТУПАЯ, НЕБРЕЖНО РАСПРАВИТЬ ОДЕЖДУ» (лань чжа и сюэ)
Левой ногой с предельной силой отступаем назад. Правый носок поднимаем вверх. Одновременно с шагом левой ноги назад возвращаем руки, а затем толкаем вперед. Когда происходит толчок, правой стопой выполняем приставной шаг. Возвращение рук, затем толчок и приставной шаг - все это описано в 3 главе 5 пункта. (См. 3 главу 5 пункт.)
Глава 88
«РАСКРЫТИЕ РУК» (кай шоу сюэ)
(См. 4 главу)
Глава 89
«ЗАКРЫТИЕ РУК»(хэ шоу сюэ)
(См. 5 главу)
Глава 90
«ОДИНОЧНЫЙ ХЛЫСТ» (даньбянь сюэ)
(См. 6 главу)
Неактивен(вна)
Глава 91
«НИЖНЯЯ ФОРМА ОДИНОЧНОГО ХЛЫСТА» (даньбянь ся ши сюэ)
Правым запястьем толкаем вперед, ладонью вниз до правого бедра. Левая ладонь также смотрит вниз и одновременно с правой кистью опускается вниз. Предплечья выпрямляются. Одновременно с движением кистей оседает корпус. Вся форма, а также обращения внимания на переплавку духа-шэнь и энергии-ци, - все это аналогично с нижней формой, описанной в 70 главе (даньбянь ся ши).
Неактивен(вна)
Глава 92
«ШАГНУТЬ ВПЕРЕД С СЕМЬЮ ЗВЕЗДАМИ» (шан бу ци син сюэ)
Правой кистью рисуем дугу от правого бедра вниз и выходим к нижней части левой кисти. Одновременно с движением правой руки двигается левая и обе кисти подтягиваются к себе вовнутрь на расстоянии 3-4 цуня от солнечного сплетения. Теперь кисти крест на крест - одна сверху, другая снизу. Пальцы кистей направлены вверх, ладони тоже направлены вверх.
Когда правая кисть выходит вверх и вперед, правой ногой одновременно шагаем к левой. Правая голень не должна сильно примыкать сзади к левой пятке. Здесь нет ограничений. Обе ноги должны быть согнуты, тело выпрямлено. Поясница оседает. Форма останавливается как на фото.
Неактивен(вна)
Глава 93
«ОТСТУПИВ НАЗАД, ОСЕДЛАТЬ ТИГРА» (ся бу куа ху сюэ)
Кисти стягиваем вниз. Левая - к левому бедру, правая - к правому. Не останавливаться. Одновременно с опусканием кистей вниз, правой стопой отступаем назад, образуя с левой форму полувосьмерки. Затем правую кисть, развернув ладонью вовнутрь, поднимаем от бедра вверх до уровня глаз. Затем кисть переворачивается ладонью вниз и, как бы толкая воздушный шар, двигаем вниз.
Одновременно с движением правой кисти, левой стопой отшагиваем назад, касаясь носком пола. Расстояние от правой пятки примерно 1 цунь.
Когда правая кисть толкает вниз, одновременно сгибаются ноги и корпус оседает. Затем с ладонью, повернутой вниз, правую кисть поднимаем вверх и снова толкаем воздушный шар, который как будто раздувается.
Левую ногу одновременно с подтягиванием правой кисти поднимаем. Носок наклонен и корпус, одновременно с движением кистей и стоп, поднимается. И такое впечатление, как будто все тело толкает шар. Форма приостанавливается.
Неактивен(вна)
Глава 94
«ПОВЕРНУВШИСЬ, КАЧНУТЬ ЛОТОС» (чжуань цзяо бай лянь сюэ)
Левую стопу опускаем перед носком правой, завернутую вовнутрь.
Одновременно с опусканием левой ноги, левую кисть водим к правой. Левую ладонь поворачиваем и накрываем сверху внешнюю часть правой кисти. Расстояние между кистями и солнечным сплетением 1-2 цуня. Одновременно с опусканием левой ноги, поднимаем правую пятку, носок касается земли. Пятку вращаем вовнутрь. Корпус одновременно поворачиваем вправо. Затем сначала завернуть носком вовнутрь левую ногу, а затем поднять правую и выставить ее вправо.
Одновременно с выставлением правой ноги, левую стопу поворачиваем вовнутрь. Когда кистями одновременно с движением правой ноги от себя хлопаем по взъему правой ноги. Первой хлопает левая кисть, затем правая. Необходимо сделать два хлопка, звук которых сливался бы в один. Нельзя допустить, чтобы было два раздельных хлопающих звука. Все тело одним махом разворачивается вправо. Форма не останавливается.
Неактивен(вна)
Глава 95
«ИЗ ТУГОГО ЛУКА ВЫПУСТИТЬ СТРЕЛУ В ТИГРА»(вань гун шэ ху сюэ)
Правой ногой делает отшагиваем в правую сторону, раскрываясь, ставим на пол так, что стопы направлены в сторону параллельно. Ноги располагаются так, что правое колено немного сгибается вперед. Оно сгибается, но не согнуто; выпрямлено, но не прямое. Ладони друг против друга, как бы обхватив кожаный шар в 4-5 цуней в обхвате. Кисти, когда правая нога опускается вниз, одновременно единым ци двигаем вниз и влево, совершая круговое вращение. Кисти поворачиваем в верхнее положение на уровне шеи, вытягиваются в левую сторону, ладонями вниз. Левая кисть впереди, правая сзади, - и обе по-прежнему на уровне шеи. Предплечья согнуты, но не сгибаются; выпрямлены, но не прямые. Взгляд направлен вперед в пространство между двумя кистями. Усилие-цзинь в этой форме должно присутствовать везде, нельзя допускать, чтобы было такое место, где бы использовалась сила-ли. В сердце пустота, энергия-ци опускается вниз. Форма приостанавливается.
Неактивен(вна)
Глава 96
«УДАР ДВУМЯ КУЛАКАМИ» (шуан чжуан чуй сюэ)
Левая ногой, выпрямляясь, шагаем вперед и опускаем на пятку. Затем обе кисти легонько сворачиваются в кулаки внешней стороной вверх и одновременно с шагом вперед левой ноги подтягиваются к груди на 1-2 цуня при помощи мысли. Расстояние между кистями 2-3 цуня.
Затем кулаками, по-прежнему развернутыми внешней стороной вверх, наносим быстрый удар прямо вперед, как будто по какому-то стоящему перед вами предмету. Предплечья согнуты, но не сгибаются полностью, выпрямлены, но не выпрямляются полностью и расположены на уровне солнечного сплетения. Взгляд направлен в пространство между кулаками. Смотреть прямо вперед.
Одновременно с ударом двумя кулаками, правой ногой выполняем подшаг вперед (гэнь бу). Носок опускается на пол, образуя полувосьмерку. Правая стопа по отношению к левой пятке располагается на расстоянии 1-2 цуня.
Когда кулаки наносят удар, левая нога касается пола всей стопой. Поясница оседает. Ноги полусогнуты, корпус держать вертикально. Форма приостанавливается.
Неактивен(вна)
Глава 97
« ИНЬ ЯН, СВЕДЕННЫЕ ВО ЕДИНО» (инь ян хунь сюэ)
Левое запястье вращаем вовнутрь, пока ладонь не будет смотреть вверх, образуя форму полумесяца. Кулаки и шея на одном уровне. Правая кисть на 1-2 цуня от солнечного сплетения. Локти вплотную к телу.
Когда левое запястье вращаем вовнутрь, одновременно левую стопу поворачиваем вовнутрь. Правой ногой тут же отступает прямо назад на 3-4 цуня, образуя форму полувосьмерки.
Левый кулак подводим к груди. Одновременно с движением левой руки к себе, правый кулак заворачиваем вовнутрь и руку вытягиваем вперед. Левый кулак повернут вовнутрь, а правый вовне. Расстояние между запястьями 3 цуня. Ладони повернуты к груди. Форма не останавливается. Затем левый кулак подводим к нижнему краю правой кисти, вытягиваем от себя вплоть до правого запястья. Левое запястье соприкасается с правым.
Поясница оседает. Ноги согнуты. Одновременно с оседанием поясницы оба запястья вращаем от себя на уровне солнечного сплетения. Запястья движутся сообразно. Левое запястье располагается на 3-4 цуня от солнечного сплетения. Одновременно с вращением запястий, левой ногой выполняем небольшой полушаг вперед. Пятка касается пола. В это время вес тела полностью на правой ноге. Колени полусогнуты. Внутренние основания плечь, бедер, а также низ живота нужно расслабить. Макушка расположена вертикально. Язык касается неба. Гудао подтянуть. Мысль-и направлена в Даньтянь. Изначальное ян (юань ян) собрано в точке Цихай.
Неактивен(вна)
Глава 98
«ВОЗВРАЩЕНИЕ К УЦЗИ» (уцзи хуань юань сюэ)
Обоими кистями одновременно очерчиваем дугу вниз. Левая кисть достигает левого бедра, а правая правого. Ладони вплотную к бедрам. Левая нога, когда обе руки опускаются вниз, отступает к правой так, что внутренние их части располагаются друг против друга. Таким образом, возвращаемся в исходное положение.
Тело, одновременно с отступлением назад левой ноги, приподнимается вверх. В это время не следует использовать силу-ли. Нет ни одной мысли. Пустота и аморфность. Так возвращаемся к состоянию уцзи. Это то, что называется «действием духа» (шэнь син).
Неактивен(вна)
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
МЕТОДЫ ДАШОУ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ
Глава 1
Все формы предыдущей части книги посредством тренировки уцзи, тайцзи, инь ян, усин способствуют собиранию внутри духа-шэнь и энергии-ци, переплавке и возникновению Единого. Это является структурой тайцзи. Эта же часть книги описывает, как посредством 8 положений охватить все способы усин, производя кругообращение, распространить во вне дух-шэнь и энергию-ци, трансмутировать и явить восьмерку. Это является реализацией тайцзи. Если есть структура-ти, но нет реализации-юн, то вред будет в отсутствии изменений. Если есть реализация-юн, но нет структуры-ти, это вред в отсутствии основы. Поэтому структура-ти и реализация-юн должны идти параллельно, тогда получаем универсальность.
Собственные возможности познаются через тренировку структуры-ти, возможности других - через парную тренировку дашоу. Если посвятить тренировкам структуры-ти достаточно продолжительное время, то станет возможным достигнуть всем телом опустошенности (сюйлин) и круговое обращение не будет иметь препятствий. дух-шэнь и энергия-ци переплавятся в единое тело (и ти). По достижении этого семя - цзин Последующего Неба (хоутянь) самотрансформируется, а энергия-ци Предвечного Неба (сяньтянь) самоестественно оживает. Мы допускаем, что когда жизненные силы на исходе, то и страсти перестают беспокоить. Но занимаясь постоянно, возможно не только продлить года жизни, но и обрести телом Великую Пустоту (тайсюй).
Мудрые говорили: " Укреплять Чудесный Корень (лингэнь) при спокойствии сердца - это путь самосовершенствования; пестовать Чудесный Корень при волнении сердца - это познавать воинские искусства". Если заниматься тренировкой рук с искренним прилежанием, то кисти и стопы могут стать подвижными и появиться состояние подвешенности. И тогда вес в 4 ляна станет великой тяжестью. Дух-шэнь и энергия-ци распространяются с возникновением 13 форм. По достижении этого сила-ли сама по себе исчезает. Непостижимое Дао самореализуется. Поэтому происходит трансформация системы «движение - покой». Механизм «действительный - мнимый», «пустой - наполненный» еще не запущен, но я уже могу предугадать. Если не знать ничего о других людях, то как же станет возможным, чтобы сокровенное проявилось в виде мысли? А в итоге невозможно избежать «чудесного действия». Что составляет его? А как раз известные способы: дашоу, пэн, люй, цзи, ань и цай, ле, чжоу, као, - всего восемь. За основу ортодоксальных способов дашоу принимаются четыре: пэн, люй, цзи, ань. Поэтому сначала продолжительное время отдают для их наработки. Следует искать сокровенное, не утрачивая и не обладая. Доискиваться перемен, не приближаясь и не отдаляясь. Упражняйтесь в этом, достигая все более высокого уровня. И если даже расстояние между ладонями 1 цунь, все равно вы сможете оценить величину цзинь другого человека. И, взвесив положительные и отрицательные стороны ситуации, Вы не ошибетесь ни на волосок. При движении вперед или движении назад примите такое положение, которое необходимо. Затем четыре следующих метода: цай, ле, чжоу, као. Благодаря им, достигаем бесчисленного множества вариаций приемов. Эти четыре порождаются из трансформации пэн, люй, цзи, ань. Отсюда приходим к пониманию, как из умения возникает мастерство. Как быть быстрым на изменения в зависимости от ситуации. Не хватит книги, чтобы описать это. Об этом, вероятно, невозможно сказать в двух словах.
Древние говорили: " Длинный путь начинается с близкого расстояния".
Поэтому сначала нужно уделить внимание четырем элементарным методам и заниматься каждым из этих исходных движений. Ведь они чаще всего используются занимающимся. На начальном этапе отрабатываются основные приемы дашоу. И если возыметь желание достичь тонкости мастерства, то обязательно отыщется талантливый наставник, который поправит вас. И в дальнейшем продвижении вы приобретете ощущение естественности (мастер, познавший это, уже не испытывает недостатка в учениках). Занимаясь изо дня в день, постоянно практикуя дашоу, не считая лун, станет возможным войти в состояние подвешенности (лоу кун) и достичь основного принципа - «четыре ляна становятся великой тяжестью». Достигнув этого принципа, получаете возможность войти в согласие с такими системами как синъицюань, багуацюань. Войдя в согласие, три системы функционируют параллельно, обладая возможностью «теряя, не терять», «находя, не находить». Обучающийся должен хорошо уяснить это.
Неактивен(вна)
Глава 2
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ДАШОУ
Существует четыре способа передвижения в дашоу:
1. Цзиньбу [на месте] - это как раз «чжаньбу», т.е. «стоять»;
2. Дунбу [в движении] - это как раз «хоубу», т.е. «двигаться»;
3. Хэбу [одноименный шаг] - это когда совершается шаг с обоих сторон, когда А и В шагают одновременно либо левой, либо правой ногами;
4. Шуньбу [параллельный шаг] - А шагает правой ногой, В - левой; А - левой, В - правой.
В начале обучения дашоу за основу берется цзиньбу, а затем уже отрабатыва.тся методы рук. Потом, соответственно, дунбу, хэбу, шуньбу. Движение и Покой могут быть использованы без скованности. Если после продолжительных занятий движения дун, цзи, хэ, шунь будут трансформироваться по мере необходимости параллельно с методами рук, когда левая и правая стороны будут действовать свободно, формы легко меняться на правую и левую, то тогда тот человек, который это делает, будет совершать изменения абсолютно произвольно. Древние говорили: « Дао - везде, все, что ни есть,- истинно.»
Неактивен(вна)
Неактивен(вна)
Глава 4
НАЧАЛО ДАШОУ (А)
А шагает прямо вперед левой ногой. Левая рука впереди. Ладонь поворачивает к груди. Правая ладонь задерживается у локтевого сустава левого предплечья. Правое запястье располагается примерно в 4-5 цунях от груди. Таким образом, слева образуется форма одной рыбы инь-ян.
Глава 5
НАЧАЛО ДАШОУ (B)
В также сперва шагает левой ногой. Левая рука впереди. Ладонь смотрит на грудь. Правая ладонь задерживается у локтевого сгиба левого предплечья. Правое запястье располагается примерно в 4-5 цунях от груди. Таким образом, справа получается форма одной рыбы инь-ян.
Неактивен(вна)
Глава 6
ПОЯСНЕНИЯ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ "А" И "В" В ДАШОУ
Оба, А и В, соприкасаются кистями и как будто образуется график тайцзи. Вот то, что представляет из себя эта форма. Движение - и тогда деление. Покой - и затем соединение. «Движение и Покой» именно и есть «и цзинь». Начала инь и ян вступают во взаимодействие. А восемь триграмм удваиваются.
Неактивен(вна)
Глава 7
ОБЪЯСНЕНИЯ "В" ЛЮЙ ШОУ
Сначала А, глядя в лицо В, вытягивает правую руку. В сразу же приостанавливает правую руку, наблюдая за правым запястьем А. Затем одновременно правой и левой руками огибает правое предплечье А от нижней части до верхней. И слегка приостанавливается у верхней части правого локтевого сгиба А. Обе руки единым ци совершают люй по диагонали вправо. Положение обоих таково, что это как первое движение тайцзи, т.е. то, что является делением - фэнь. Таково учение. Посмотрите на рисунок и все будет ясно.
Неактивен(вна)
Глава 8
ОБЪЯСНЕНИЯ "А" ЦЗИ ШОУ
А сразу же вытягивает вперед правое предплечье. Кисть поворачивается вовнутрь до тех пор, пока ладонь не будет смотреть вовнутрь. Одновременно с вращением правой кисти единым духом поворачивается вовнутрь и левое запястье, к локтевому сгибу правого предплечья. Давление цзи осуществляется по центру. Взгляд направлен прямо в глаза В. Оба используют мысль. Не следует применять грубые усилия. Теперь попробуйте повторить.
Неактивен(вна)
Неактивен(вна)
Глава 10
ОБЪЯСНЕНИЯ "В" АНЬ ШОУ
Затем В сразу же, используя обе руки, единым ци выполняет ань, упираясь в левое предплечье А. Левая кисть В находится на левой кисти А. Правая кисть на локтевом сгибе предплечья А. Обе кисти выполняют ань единым ци. В синъицюань существует аналогичный прием: ху пу цзы жоу цзинь (мягкий бросок тигра).
Неактивен(вна)
Глава 11
ОБЪЯСНЕНИЯ "А" ЛЮЙ ШОУ
Когда А находится вплотную к В, корпус перемещается назад. Использовать левую кисть с тем, чтобы слегка приостановить левое запястье В, выполняющего ань. Одновременно с левой кистью двигается правая с вращением от нижней части левого предплечья В до верхней части. Затем приостанавливается у верхней части локтевого сгиба левого предплечья. Обе руки единым ци выполняют люй в левую сторону.
Неактивен(вна)
Неактивен(вна)
Неактивен(вна)
Глава 14
ОБЪЯСНЕНИЯ "А" АНЬ ШОУ
Затем А совершает давление ань на правое предплечье В. Правая ладонь А на правой кисти В. Левая ладонь давит на локоть правого предплечья В. Единым ци А обоими кистями совершает давление ань вперед.
Глава 15
ОБЪЯСНЕНИЯ "А" ЛЮЙ ШОУ
В снова совершает люй и пэн, А - цзи и люй, согласно той последовательности, которая обозначена в предыдущих параграфах. Круг непрерывен. Совершается оборот и все начинается сначала. Весь цикл пронизан единым ци. Два человека напоминают изображение графика тайцзи. Движения аналогичны. Туда и обратно. Нельзя прерваться ни на секунду. А когда будет необходимость - отдохнуть.
Неактивен(вна)
Глава 16
МЕТОДЫ СМЕНЫ ФОРМ
Если необходимо сменить правую форму, то противники, находясь в правосторонних стойках с правой ступней впереди, действуют следующим образом: в момент выполнения В люй А не применяет цзи, а, используя свою правую кисть, быстро отводит назад правую руку В. Левая же кисть огибает правое предплечье поверх локтя. Теперь обе кисти находятся впереди в левосторонней позиции. люйфа аналогичен протаскиванию. В то время как правая кисть отводится назад, левая ступня ставится назад за правой. Таким образом, А встает в левостороннюю позицию.
В так же быстро шагает вперед правой ногой и совершает давление (цзи).
Руки находятся в левосторонней позиции цзифа [давление]. Затем А снова совершает люйфа, аньфа. В опять выполняет люйфа из левосторонней позиции. Круговращение напоминает бесконечную форму.
Все это тоже является начальной ступенью обучения смены позиций в дашоу. По прошествии определенного времени смена левой и правой позиций будет происходить совершенно легко, без лишней задержки.
Неактивен(вна)